Новости / август 2019
Рынок ШПД нажал на тормоза

© ComNews
14.08.2019

Объем российского рынка широкополосного доступа в интернет (ШПД) в сегменте частных лиц (B2C) во II квартале 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показал стабильный рост. "ТМТ Консалтинг" зафиксировал, что доходы провайдеров за отчетный период увеличились как и годом ранее на 3,8% до 35,3 млрд руб. При этом темп роста абонентской базы замедлился и составил 1,6% (против 2,3% во II квартале 2018 г. по сравнению с аналогичным отчетным периодом в 2017 г.). Так, во II квартале 2019 г. количество пользователей задержалось на отметке 33,3 млн. Замедление темпов роста на рынке фиксированного ШПД аналитики связывают с насыщением рынка в крупных и средних городах, усилением влияния беспроводных технологий доступа, а также сдержанным расширением сетей фиксированной связи.

Объем российского рынка фиксированного ШПД в сегменте B2C во II квартале 2019 г. вырос на 0,6% по сравнению с предыдущим кварталом текущего года и составил 35,3 млрд руб. Такие выводы делают аналитики "ТМТ Консалтинг" в исследовании, опубликованном вчера.

На рынке наблюдалось сезонное замедление темпов роста абонентских баз провайдеров. Общее число пользователей практически осталось на уровне I квартала 2019 г. (рост на 0,2%) и составило 33,3 млн. Проникновение достигло отметки почти 60%.

Топ-5 интернет-провайдеров во II квартале 2019 г. обслуживали 70% абонентов в России. В связи с общим насыщением рынка, заметный рост продемонстрировали только два из них.

Лидером по абсолютному приросту абонентской базы во II квартале 2019 г. стало ПАО "МТС" (33 тыс. абонентов или 1%). На московском рынке компания МГТС (ПАО "Московская городская телефонная сеть"), входящая в группу МТС, занимает лидирующее положение (обслуживает порядка 36% ШПД-абонентов). По итогам II квартала 2019 г. МГТС также укрепила свои позиции  и продемонстрировала рост на 11 тыс. абонентов (или 0,7%) по сравнению с предыдущим кварталом.

 "Билайн" (ПАО "ВымпелКом") во II квартале 2019 г. увеличил число своих абонентов фиксированного ШПД на 29 тыс. или 1,2%. Одним из главных факторов роста остается расширение базы абонентов FMC (Fixed Mobile Convergence, предложение услуг фиксированной и мобильной связи в одном пакете - прим. ComNews). Во квартале 2019 г. количество таких пользователей превысило 1,1 млн (или 47% от общей абонентской базы фиксированного ШПД компании).

Количество ШПД-абонентов остальных компаний из топ-5 крупнейших операторов фиксированного ШПД во II квартале 2019 г. не претерпело заметных изменений по сравнению с предыдущим периодом. Доли операторов по абонентской базе распределились следующим образом: ПАО "Ростелеком" - 36% (11,9 млн), АО "ЭР-Телеком Холдинг" - 12% (3,8 млн), МТС - 10% (3,35 млн), "Билайн" - 7% (2,4 млн), АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) - 5% (1,8 млн) и прочие - 30%.

Во II квартале 2019 г. сохранилась тенденция к постепенному увеличению среднего дохода в месяц в расчете на абонента (ARPU) от услуги фиксированного ШПД. За отчетный период он поднялся до 356 руб. (против 353 руб. по сравнению с предыдущим периодом и 347 руб. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее). ARPU стал следствием повышения тарифов рядом ведущих операторов в конце 2018-начале 2019 гг., поясняет "ТМТ Консалтинг".

Коммерческий директор МГТС Алексей Назаров подтверждает сделанные аналитиками выводы. "Результаты исследования "ТМТ Консалтинг" соответствуют нашему внутреннему анализу рынка ШПД Москвы, - говорит он. - Нам удалось нарастить абонентскую базу, в первую очередь, за счет расширения конвергентных предложений, которые пользуются неизменной популярностью у абонентов, сохраняя минимальный уровень оттока. Так, на апрель пришелся пик продаж молодежных тарифов "Крутой" и "Супер Крутой". Среди общих продаж всех пакетов с широкополосным интернет-доступом доля этих тарифов составила 48%, в общих продажах IPTV - 26%. Помимо этого, во II квартале 2019 г. мы начали предоставлять услуги в подмосковных городах Дзержинский, Реутов и Электросталь". В III квартале текущего года МГТС ожидает дальнейшего роста ARPU с домохозяйства за счет более разнообразных тарифов мобильной связи в составе пакетов с фиксированными услугами.

Пресс-служба "Ростелекома" сообщила о том, что компания продолжает наращивать абонентскую базу по оптическим технологиям доступа. На конец II квартала 2019 г. она достигла 8,8 млн, что на 111 тыс. больше, чем на конец I квартала текущего года (по всем сегментам клиентов). "Тем самым перспективные высокоскоростные технологии постепенно замещают устаревшую технологию DSL, - подчеркивает представитель оператора. - Как и все последние годы мы фиксируем отток абонбазы ШПД на меди. Увеличение "оптических" подключений создает техническую базу для проникновения дополнительных комплиментарных сервисов, прежде всего, IPTV". Выручка в сегменте ШПД у "Ростелекома" также продолжает расти: во II квартале 2019 г. она достигла 20,5 млрд руб., что на 4,1% выше аналогичного периода прошлого года. В целом, "Ростелеком" признает, что представленные "ТМТ Консалтинг" результаты отражают общерыночные тенденции. "Рынок переходит в стадию насыщения, былой динамики роста уже не ожидается", - передает позицию оператора пресс-служба.

Представитель "Билайна" открыто заявляет о том, что в период стагнации рынка ШПД драйвером является конвергент. "Последние несколько лет "Билайн" фокусируется на развитии своего конвергентного предложения, которое объединяет мобильную связь и домашние услуги (домашний интернет, цифровое ТВ, приложение "Билайн ТВ" и т.д.). Благодаря доступности предложения, период пользования услугами "Билайн" среди подключившихся к конвергенту в среднем составляет +1 год", - говорит представитель оператора.

Пресс-служба "ЭР-Телекома" также соглашается с приведенными в исследовании оценками. "В ближайшее время рынок продолжит консолидироваться, обеспечивая ведущим игрокам дополнительный прирост показателей за счет сделок M&A в регионах, - говорит представитель оператора. - Одновременно с этим, мы видим потенциал для органического роста, благодаря нашей работе в относительно новых для нас нишах, таких, как "Умная домофония", "Цифровое телевидение", проектах "Умный город" и "Цифровая страна". Также положительная динамика возможна за счет реализации проектов в сфере частно-государственного партнерства, таких как устранение "Цифрового неравенства 2.0".

С исчерпанием возможностей органического роста и ухудшением положения отдельных локальных игроков в 2019 г. на рынке ожидается сохранение активности в сфере M&A, прогнозирует "ТМТ Консалтинг". Например, в августе 2019 г. "Ростелеком" приобрел крупнейшего дальневосточного провайдера "АльянсТелеком", обслуживающего более 110 тыс. абонентов (см. новость ComNews от 6 августа 2019 г.). Во второй половине 2019 г. можно ожидать новые M&A сделки, не исключают аналитики.