Сбер планирует запустить пилотный проект по открытию физических точек онлайн-аптек "Сбер Еаптека" (eapteka.ru). Если пилот будет востребован, Сбер масштабирует офлайн-сеть, при этом конкурентным преимуществом таких аптек станет доступность лекарств благодаря ряду мероприятий, направленных на снижение цен на препараты.
© ComNews
28.04.2021

Вчера, 27 апреля, первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис сообщил, что проект Сбера - "Сбер Еаптека" будет делать лекарства доступнее для населения. На вопрос корреспондента ComNews, как именно это произойдет, Лев Хасис рассказал, что Сбер планирует провести пилоты по открытию физических "Сбер Еаптек" на площадях отделений банков.

"Если мы увидим, что клиентам понравится возможность совместить поход в банк с тем, чтобы заглянуть в аптеку и что-то приобрести, то мы это будем расширять. И за счет того, что мы будем предоставлять помещение для аптеки на очень льготных условиях, она сможет предлагать более низкие цены, - сказал Лев Хасис. - Мы будем активно работать с производителями лекарств и с сервисами здравоохранения, чтобы оптимизировать фасовки лекарственных препаратов. Это позволит клиентам покупать не большие флаконы и упаковки, а ровно столько таблеток, сколько нужно и прописал врач".

Также Лев Хасис сообщил, что аптека будет работать над развитием своих собственных марок лекарственных препаратов - дженериков, цены которых будут доступными. "Они будут стоить кардинально дешевле, чем те, цена которых на 80% состоит из рекламы", - заявил он.

"Еаптека" основана в 2011 г. В конце 2020 г. - начале 2021 г. Сбер и группа компаний "Р-Фарм" приобрели в "Еаптеке" по 45% акций. Еще 10% "Еаптеки" осталось у ее основателя Антона Буздалина. Сбербанк инвестировал в покупку 5,7 млрд руб. Юрлицо "Еаптека" после начала сотрудничества со Сбербанком работает под брендом "Сбер Еаптека".

Управляющий партнер B&C Agency Марк Шерман напомнил, что доставка лекарства в большинстве случаев идет до ближайшей аптеки, откуда его нужно забирать самому. "С этой точки зрения развитие сети аптек имеет смысл, потому что людям все равно нужно будет идти до офлайн-точки. У Сбера много возможностей найти место для таких помещений, поскольку он обладает огромной сетью офисов, в которых освобождается часть помещений из-за ухода банковских услуг в онлайн, поэтому может получиться синергия, - считает Марк Шерман. - У бизнесов Сбера преимущество, поскольку есть возможности использовать положение банка как крупного участника рынка недвижимости. Еще одно преимущество - это продвижение сервиса в рамках своей экосистемы, участие в программах лояльности, маркетинговых акциях и встраивание в рекламные кампании Сбера, то есть потенциал существенно увеличить долю рынка есть".

В феврале 2021 г. Российская ассоциация аптечных сетей (РААС; включает в себя крупнейших игроков рынка, таких как "Ригла", "36,6", "Нео-фарм" и др.) пожаловалась в Генпрокуратуру на интернет-аптеку "Сбер Еаптека" и сеть "Здоров.ру". Об этом сообщали "Ведомости". Ассоциация настаивает, что "Сбер Еаптека" и сеть "Здоров.ру" дистанционно торгуют рецептурными препаратами, что запрещено действующим законодательством.

Аналитик ГК "Финам" Игорь Додонов отметил, что, согласно данным исследовательской компании DSM Group, общий объем аптечного рынка в России в 2020 г. составил 1,4 трлн руб., при этом на онлайн-продажи пришлось 6,6% от этой суммы. "Если посмотреть на другие страны, то в Китае доля онлайн-продаж лекарств достигает 17%, в США и Британии - 11-12%. Так что потенциал расширения данного сегмента представляется неплохим. Однако учитывая, что через интернет по-прежнему не разрешается продавать рецептурные препараты - о перспективах внедрения электронных рецептов пока трудно судить, но вряд ли это произойдет быстро, - обычные, офлайновые аптеки, несомненно, будут оставаться высоко востребованными еще долгое время", - комментирует Игорь Додонов.

Что касается планов Сбера по открытию аптек в своих отделениях, то это решение кажется аналитику неоднозначным: "С одной стороны, многим потребителям может показаться удобным совместить две вещи - посетить отделение банка и заодно купить какое-нибудь лекарство - или забрать лекарство, заказанное через интернет. С другой стороны, банковское обслуживание само все больше смещается в онлайн, и данная тенденция, вероятно, будет только усиливаться. Поэтому у открытых в отделениях аптек может просто не оказаться достаточного трафика, поскольку просто зайти в отделение банка, чтобы купить лекарство, для многих граждан будет непривычным - хотя реклама здесь вполне может помочь. Так что все будет зависеть от того, насколько "зайдет" пилотный проект. Если он окажется удачным и будет масштабирован, то, учитывая количество отделений Сбера в РФ и их распространенность, банк может войти в десятку ведущих игроков российского аптечного рынка".

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Александр Осин вспомнил данные другого исследования: "По данным Data Insight при поддержке IQVIA, за 2019 г. оформлено 51,6 млн заказов на сумму 86,3 млрд руб., таким образом, за 2019 г. интернет-магазины оформили на 98% больше заказов, чем за 2018 г. Средний чек составил 1670 руб. В апреле 2020 г. директор управления по работе с клиентами потребительского сектора и торговли Сбербанка Александр Юдин оценивал долю онлайна в аптечном бизнесе как приближающуюся к 5%, которая может удвоиться в течение трех лет".

"Под влиянием коронакризиса, однако, темпы роста сектора существенно замедлились, - отметил Александр Осин. - Об этом свидетельствуют опубликованные Data Insight данные сервиса Apteka.ru, который является лидером сектора, с долей в 40% онлайн-продаж всего сегмента. Товарооборот сервиса Apteka.ru за 2020 г. составил 50 070 млн руб., увеличившись на 46% к 2019 г. При этом средний чек составил 1550 руб. Причин замедления динамики развития сектора, как представляется, две. Во-первых, с точки зрения долгосрочного периода уровень в 10% от продаж офлайн, к которому подошел сегмент онлайн-аптек, представляется устойчивым ограничителем их роста. В США, где торговля онлайн развивается уже более 20 лет, 90% продаж розничного сектора по-прежнему совершаются в обычных магазинах. Вторая причина - экономический застой и участившиеся кризисы последнего десятилетия. В 2017 г. и 2018 г. прирост продаж лекарств в натуральном выражении в РФ составил 9,5% и 8% против 1,3% и 2,8% год к году для индекса всех товаров. При этом средний прирост индекса физического объема розничной торговли основными товарами - несмотря на эффект от кризиса 2008 г., - в 2000-2012 гг. составлял значительно более высокие, чем сейчас, 9,1% (г./г.). На этом фоне итоговое ухудшение среднегодовых темпов прироста розничных продаж в 2019 г. и 2020 г. до 1,9% (г./г.) и -4,6% - несмотря на их пиковый рост в начале 2020 г., составивший почти 5%, - сопровождалось падением реализации лекарств в аптеках в натуральном выражении на 1,5% до 3,8 млрд упаковок в 2019 г., и еще на 1,7% до 3,7 млрд упаковок в 2020 г.".

Александр Осин прогнозирует возможное ускорение до 2,5-3,5% (г./г.) экономического роста в 2021 г., несмотря на опасность инфляционного шока в 2022-2023 гг., которое поддержит сегмент розничных онлайн- и офлайн-продаж. "Но темпы роста этого рынка ожидаемо, как представляется из предпосылок, указанных выше, замедляются. На этом фоне, опять же, ожидаемо происходит консолидация активов данного сегмента. Сбер "встраивается", как представляется, именно в модель консолидирующегося рынка, надеясь за счет своих финансовых ресурсов значительно расширить долю - за счет ослабления ряда ключевых на данный момент игроков в условиях спада прироста продаж, усиления на этом фоне конкуренции по цене и качеству услуг", - прокомментировал Александр Осин.

По его мнению, Сбер может рассчитывать, в случае успеха офлайн-аптек, на долю рынка около 40%. "Судя по другим проектам Сбера и принимая во внимание текущую структуру распределения доходов отрасли онлайн-аптек, целевым уровнем для банка в секторе будет, возможно, значение в 30-50% от суммарной выручки. Это приблизительно тот уровень, которого достиг при поддержке Сбера сервис "Яндекс.Такси". Это значение совпадает и с текущей долей на онлайн-рынке сервиса Apteka.ru. Более высокие значения рыночной доли, исходя из имеющейся рыночной статистики, вероятно, создают регуляторные риски и риски, связанные с неоднородным характером спроса в секторе. С другой стороны, меньшая доля на рынке предполагает и меньшую маржу, и большие риски поглощения более успешными игроками, что, как показывает статистика, и формирует стремление игроков к достижению на рынке указанного показателя продаж около 40% от общей суммы", - пояснил прогноз Александр Осин.

Новости из связанных рубрик