АО "Гознак" запустило онлайн-сервис для умного поиска домашних животных. Механика работы сайта строится на распознавании и совмещении изображения животного на фотографиях из объявлений о потерянных и найденных питомцах. Технология цифровой идентификации домашних питомцев разработана "Гознаком" и пока не коммерциализирована. Эксперты говорят, что подобная технология имеет высокий потенциал для коммерциализации.
© ComNews
14.09.2021

"Гознак" объявил об официальном запуске онлайн-сервиса для умного поиска потерявшихся домашних животных "Хвост удачи". Консультантом и инфопартнером проекта выступает Российская кинологическая федерация (РКФ). Сервис позволяет найти потерявшихся кошек и собак. В его основу легла новая технология идентификации животных по фотографии, разработанная специалистами компании. По оценкам создателей, аудитория сервиса может составить более 1,8 млн человек.

Уникальность сервиса, по сообщению пресс-службы "Гознака", заключается в том, что он способен автоматически находить среди сотен тысяч объявлений нужного вам питомца. Механика работы сайта строится на распознавании и совмещении изображения животного на фотографиях из объявлений о потерянных и найденных питомцах. Пользователь размещает на сайте объявление с фотографией животного, указывает дату и место его обнаружения или пропажи. При этом искусственный интеллект автоматически просматривает базу объявлений, и, если изображение пропавшего животного совпадет с изображением найденного, система уведомит пользователя об этом. Точность распознавания, которую на сегодня демонстрирует сервис, составляет более 97% для собак и более 96,5% для кошек.

Технология цифровой идентификации домашних питомцев разработана "Гознаком" еще в начале этого года и презентована широкой общественности 15 апреля на конференции "Технологии и доверие: защита подлинности и идентификация". За прошедшее с тех пор время технология распознавания существенно улучшена, что позволило создать подобный сервис для широкой аудитории. В процессе также обеспечена возможность идентификации кошек. Сервис "Хвост удачи" является первым и единственным на сегодня сервисом умного поиска домашних животных на российском рынке. На сегодняшний день онлайн-сервис предоставляется бесплатно. Подать заявление о пропавшем или найденном питомце может любой желающий.

Пока технология анализирует только объявления, поданные на сайте "Хвост удачи". При этом у проекта нет цели сформировать базу фотографий животных. После того как пропавший питомец успешно найден, связанные с ним объявления будут убраны со всеобщего обозрения. В ближайшем будущем планируется запустить мобильное приложение, интегрированное с сервисом "Хвост удачи". Дальнейшее развитие проекта планируется осуществлять уже на базе мобильной версии.

"Мы с гордостью представляем этот сервис широкой общественности. Лежащая в его основе разработанная "Гознаком" технология - это уникальный инструмент для идентификации собак и кошек, который не требует применения специального оборудования. Мы считаем, что переход к цифровой идентификации домашних животных без необходимости совершать затратные и болезненные для самого питомца манипуляции - важный шаг на пути к более гуманному и ответственному обществу. Развитие культуры ответственного отношения к домашним животным в России - наша общая цель. Уверен, что у этой технологии - большое будущее, а благодаря сервису "Хвост удачи" люди получат реальную возможность найти потерявшегося домашнего питомца или вернуть найденного четвероногого друга хозяевам", - рассказал директор Научно-исследовательского института - филиала АО "Гознак" Георгий Корнилов.

В пресс-службе "Гознака" сообщили, что прорабатывают вопрос монетизации платформы в будущем. "При этом мы не планируем делать сам сервис платным. Источником монетизации могут быть сопутствующие продукты и услуги, размещаемые в рамках платформы", - пояснили в пресс-службе "Гознака".

Архитектор Softline Digital Lab Иван Корсаков уверен, что потенциал монетизации у данной платформы определенно есть. "Затруднительно сказать, может ли данная платформа работать "в плюс", так как создание качественных алгоритмов компьютерного зрения - довольно дорогой и долгий процесс, требующий постоянных затрат на содержание целой команды разработчиков. Ведь прежде всего именно этот функционал будет определять, насколько платформа может помочь людям. Именно нейросети, а не красивый интерфейс здесь важнее всего", - подчеркивает Иван Корсаков.

По его словам, буквально на каждом шагу существуют такие сервисы и создаются новые. "Это и сервисы, использующие распознавание лиц, и сервисы поиска похожих товаров и похожих изображений. Только за этот год мы в Softline Digital реализовали более 10 проектов, связанных с цифровой идентификацией и сравнительным анализом изображений, используя как собственные, так и партнерские решения. Сейчас это очень актуально, и данные технологии могут решать широкий спектр задач", - объяснил Иван Корсаков.

Директор по продуктам и технологиям ГК "Т1" Александр Рожков говорит, что, по данным исследования Mars Petcare (апрель 2021 г.), в России домашние питомцы есть почти в 60% домохозяйств, а кошка или собака есть у 20% респондентов. По его словам, популяция кошек в России составляет 40,8 млн, а собак - 22,6 млн. При этом ежедневно теряются тысячи домашних животных. "Если говорить о монетизации платформы для идентификации домашних животных, то необходимо, чтобы используемая технология была надежной, эффективной и признанной в качестве официального паспорта домашних животных на законодательном уровне. Сервис поиска домашних животных, скорее всего, будет конкурировать с широко используемыми в этой сфере GPS-трекерами, которые чаще всего используются на ошейниках. Такие сервисы сегодня предлагают практически все крупные российские сотовые операторы. Тем не менее в нашу жизнь глубоко вошли социальные сети - один из самых быстрых способов распространения информации и в том числе электронных объявлений. Определенно, выпуск мобильного приложения увеличит шансы для популяризации этого сервиса среди целевой аудитории", - считает Александр Рожков.

Он отмечает, что среди цифровых инноваций, использующихся для контроля местонахождения и поиска пропавших питомцев, можно отметить различные IoT-сенсоры и RFID-метки, которые уже доказали свою эффективность в сельском хозяйстве, а также при научных исследованиях представителей фауны. По его словам, просканировав чип на RFID-метке, можно найти контактную информацию владельца домашнего животного. Такая технология уже широко применяется на западе. "Одними из первых стали активно использовать технологии фотоверификации животных на основе алгоритмов компьютерного зрения и сверхточных нейросетей специалисты для контроля популяции амурских тигров. Интересную идею для применения технологии по распознаванию домашних животных пару лет назад продемонстрировала компания Microsoft. Так называемый фейс-контроль использовался, когда питомец подходил к дверке для домашних животных, тем самым предотвращая проникновение в дом других животных. Чтобы перечисленные технологии получили широкое распространение, необходимо создать соответствующую цифровую инфраструктуру - единый портал, общероссийскую базу данных, считыватели, а также обеспечить защиту от подделок тех же RFID-меток", - объясняет Александр Рожков.

Исполнительный директор Sibling smart home Михаил Шкляр убежден, что данная инициатива хорошая и интересная, и развитие таких цифровых сервисов, конечно, имеет хорошие перспективы для монетизации. Это, по его словам, обусловлено тем, что использование таких платформ удобно для пользователей и дает им много преимуществ. Причем, как отмечает Михаил Шкляр, такие сервисы уже широко применяются и их распространение будет только увеличиваться в ближайшее время. "Все больше будет делаться акцент в том числе на видеонаблюдении, биометрии и распознавании лиц. Использоваться такие технологии будут в самых разных сферах, в том числе в транспорте и платежных системах. Что касается этого сервиса, то у него хороший потенциал и для развития в целом, и для монетизации", - говорит Михаил Шкляр.

"Данная система идентификации проста, понятна и абсолютно необременительна для владельцев. Если говорить о чипировании, то придется признать, что многие владельцы не чипируют питомцев из-за того, что у нас в стране нет единой системы учета, а процедура не является обязательной. Отчасти также негативно влияет слабая осведомленность владельцев: некоторые не понимают, зачем их питомцу нужен чип, если он всегда находится под присмотром и хозяин не собирается с ним за границу. В данном же случае от владельца не требуется никаких усилий, необходимо только наличие обычного смартфона с камерой, на который можно сделать фото домашнего животного. Можно надеяться, что простота и доступность технологии, во-первых, облегчат процесс идентификации и учета домашних животных, а во-вторых, существенно упростят процесс поиска пропавших питомцев", - прокомментировал президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев.

Новости из связанных рубрик