В ближайшие три года количество e-SIM составит 20% от общего числа продаж. Такие данные привел руководитель департамента M2M/IOT ПАО "ВымпелКом" Александр Хомутинников на конференции Mobile 360 - Eurasia от GSMA.

© ComNews
16.09.2021

Распространение технологии e-SIM приведет к тому, что с точки зрения операторов усилится конкуренция, но при этом, отмечает Александр Хомутинников, перед операторами откроются новые возможности. С точки зрения клиента есть три важных аспекта. Это покрытие, стоимость и управление в личном кабинете.

В М2М основная сложность использования e-SIM - это технический аспект. Необходимо задействовать большое количество сложных интеграций. Также важно, подчеркивает Александр Хомутинников, чтобы платформа была не одна, чтобы коллеги по рынку проделали тот же самый путь.

Руководитель направления RSP A1 Systems Дмитрий Тышкевич видит технические сложности в использовании e-SIM в интеграции разных компаний.

"Зачастую компании находятся за рубежом. У нас в России нет вендора e-SIM, и нам нужно делать международную интеграцию. Вторая сложность - по большей части организационная. Поскольку участников много, роль для российского рынка относительно новая. Достаточно много времени занимает повышение информированности. Чтобы сделать какой-либо сервис, нужно чтобы все его участники четко понимали, как он работает, какие есть ограничения, какие есть сложности, и уже после этого что-то выстраивать", - считает Дмитрий Тышкевич.

Директор "Тинькофф Мобайл" Иван Бояринов отмечает, что не до конца прописано в документах, что такое e-SIM. "Не понятна история с внедрением отечественной криптографии. Благие намерения - поставить российские ключи, чтобы защитить наших абонентов. Но тут должны быть еще вопросы, а что будет, когда абоненты находятся в роуминге, как эти ключи попадают на SIM-кату. Если это e-SIM, то ключи должны проходить прямо в e-SIM-модуль. e-SIM должны попадать к производителям устройств. То, что Россия станет поставщиком модулей e-SIM для всего мира, конечно, из области фантастики", - говорит он.

Второй вопрос - это проблема идентификации абонента, подчеркивает Иван Бояринов. "В существующем законодательстве можно заключать договор на услуги связи двумя способами: личное присутствие абонента в офисе и небольшая возможность дистанционного заключения договора. Почему небольшая? Потому что она требует наличия биометрических данных пользователя в системе. На данный момент таких данных содержится просто копейки", - говорит он.

Одним из факторов, сдерживающих развитие e-SIM в России, является вопрос с устройствами. Дмитрий Тышкевич считает, что на текущий момент расклад не в пользу e-SIM, поскольку это смартфоны топового сегмента. Здесь, по его словам, распространяющим фактором послужит появление действительно массовой бюджетной модели, одновременно с этим вызывающей интерес абонентов. Сейчас пользователь покупает смартфон не потому, что в нем есть e-SIM, а потому, что это интересное устройство, а e-SIM является приятным дополнением, и не факт, что он им воспользуется. Но тем не менее есть формат e-SIM-чипа в форме пластиковой карты, он давным-давно на рынке. На Android с операционной версией выше девятки давно включена поддержка e-SIM.

Что касается прогнозов, то спикеры оптимистично смотрят в будущее e-SIM. Иван Бояринов верит, что в ближайший год-полтора проблемы будут успешно преодолены и появятся действительно недорогие девайсы, которые будут поддерживать e-SIM. Александр Хомутинников считает, что следующие два года будут переходными. Клиенты будут набирать опыт в технологии, получать позитивные и негативные эмоции. Дмитрий Тышкевич уверен, что есть время начать работать над требованиями отечественной криптографии. "Рынок России имеет одну специфику, рынок СНГ - другую. Как только появятся устройства и пользователи накопят достаточный опыт, в ближайшие пару лет есть все перспективы для развития e-SIM", - говорит Дмитрий Тышкевич.

Новости из связанных рубрик