MVNO нарастили абонентскую базу

На конец 2024 г. абонентская база ООО "Сбербанк-Телеком" ("СберМобайл") составляла 2,5 млн, а по итогам первого полугодия 2025 г. - 3,8 млн. То есть за полгода произошел рост на 1,3 млн, что на 18% больше, чем за весь 2024 г.
По данным TelecomDaily, абонентская база российского рынка MVNO превышает 20 млн. У ООО "Т-Моб" (бренд "Т-Мобайл") более 6 млн активных пользователей, среди них более 4,5 млн ежемесячно платящих пользователей, рассказал представитель оператора ComNews.
В декабре 2024 г. генеральный директор ООО "Новые мобильные коммуникации" (бренд "Газпромбанк Мобайл", "ГПБ Мобайл") Анастасия Спешилова рассказала ComNews, что активная абонентская база "ГПБ Мобайл" растет: оператор подключил более 1,1 млн клиентов.
Другие операторы не раскрывают показатели. По информации TelecomDaily, самые крупные игроки - ООО "Скартел" (бренд Yota, 40% рынка), ООО "Т-Моб" (27%), ПАО "Ростелеком" (15%) и ООО "Сбербанк-Телеком" (6%).
Основной драйвер роста абонентской базы "СберМобайл" - тесное взаимодействие с экосистемой. "MVNO в последние годы усилили темпы роста, это драйвит весь рынок телекома, - рассказал представитель пресс-службы оператора "СберМобайл" ComNews. - Как правило, MVNO - экосистемные игроки, что и дает буст для развития. Ценность и преимущество MVNO для банков - в цифровой экосистеме, персонализированном подходе и скорости внедрения новых услуг. Благодаря этому пользователь получает широкий набор экосистемных бонусов, а сам оператор имеет возможность предоставлять услуги по выгодной для клиента цене".
Вице-президент по розничному бизнесу ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Юрий Нефедов объяснил, что MVNO-операторы привлекают клиентов через таргетирование рекламы на банковских клиентов, а также бандлирование тарифов с банковскими сервисами.
"Низкая стоимость может привлечь абонентов, для которых цена является определяющим фактором. Но только традиционный оператор связи может закрыть все потребности абонента в клиентском обслуживании, а также предложить полный спектр телекоммуникационных услуг, так как он владеет инфраструктурой", - считает Юрий Нефедов. По его словам, традиционные операторы направляют существенные инвестиции в развитие сетей, телекоммуникационных технологий, а также продуктов на базе сетевых функций, которые дают абоненту дополнительную ценность в телеком-услугах.
По словам представителя пресс-службы ООО "Т2 Мобайл", у которого запущена "фабрика MVNO T2", и на чьей инфраструктуре работает более 25 виртуальных операторов, большинство виртуальных операторов-партнеров считают, что дисконтировать связь невыгодно с точки зрения долгосрочной перспективы. Они привлекают абонентов дополнительной ценностью.
"Фактором выбора для клиента может быть качество связи или поддержки, экосистемные сервисы, программа лояльности, интерес к новому бренду или любовь к прежнему. Исходя из этого клиент делает выбор в пользу оператора, максимально соответствующего его ожиданиям", - считает представитель пресс-службы Т2.
У экспертов и операторов разные мнения относительно того, насколько активна конкуренция между виртуальными операторами и традиционными.
Т2 расценивает виртуальных операторов, в первую очередь, как партнеров. "MVNO - стратегическое направление бизнеса T2. Мы поддерживаем операторов в построении телеком-бизнеса, достижении лучших показателей по экономике, помогаем с выполнением регуляторных требований и предлагаем широкий спектр консультаций", - рассказал представитель пресс-службы Т2.
Представитель "Т-Мобайл" считает, что MVNO не конкурент, а партнер традиционных операторов связи. "Т-Мобайл" нацелен на клиента, который получает банковские, инвестиционные, страховые услуги в экосистеме Т, и помогает посмотреть на услуги связи внутри экосистемы под другим углом. Когда клиент пользуется разными продуктами и услугами в периметре одной экосистемы, это влияет на его лояльность в целом", - рассказал представитель "Т-Мобайл".
В декабре 2024 г. представитель пресс-службы MCN Telecom рассказывал ComNews, что MVNO не конкурируют с традиционными операторами, так как ориентируются на другую аудиторию.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что MVNO активно конкурируют между собой, но не с традиционными операторами: MVNO - дополнительная услуга для клиентов экосистем. "Они фактически предоставляют клиентам услуги бесплатно. Им нужны деньги, чтобы развивать услуги, а продавая за ноль - денег нет. Эта история конечна", - утверждает Эльдар Муртазин.
Однако генеральный директор исследовательского агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов считает MVNO основной угрозой для традиционных операторов. "Есть страны, где на виртуальных операторов приходится 30% рынка. Стоимость является одним из основных факторов выбора, также всегда есть часть абонентов, готовых попробовать нового провайдера", - сказал Константин Анкилов. При этом он отметил, что MVNO пока привлекли меньше 5% абонентов.
Также о конкуренции традиционных операторов и MVNO в декабре 2024 г. ComNews говорил телеком-аналитик Алексей Бойко: "Конкуренция имеет место. С каждым годом доля абонентов MVNO все более весома. Традиционные операторы теряют часть абонентов, частично это компенсируется для тех операторов, на чьей инфраструктуре обслуживаются крупные MVNO". Переходы в рамках MNP - один из существенных каналов пополнения абонентских баз MVNO.
По данным ComNews, совокупная выручка четырех банковских MVNO в 2024 г. составила 22,07 млрд руб. Для сравнения: в 2023 г. она превысила 15,3 млрд руб. Три из четырех операторов нарастили выручку, но ушли в чистый убыток (кроме "Т-Мобайл").
ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), ООО "ВТБ Мобайл", АО "Альфа-Банк", ООО "Новые мобильные коммуникации" не ответили на вопросы ComNews.
https://www.comnews.ru/content/236997/2025-01-13/2025-w03/1007/kak-proveli-2024-g-mvno
