Спустя месяц после того, как начал действовать новый порядок - несетевым аптекам разрешили вести дистанционную торговлю лекарствами, а покупать препараты стало можно на маркетплейсах, - количество интернет-магазинов с медикаментами выросло на 4%. При этом по сравнению с сентябрем прошлого года обороты интернет-магазинов, продающих медикаменты, выросли на 84%, однако средний чек практически не изменился и составил 3,1 тыс. руб.
© ComNews
28.09.2021

Такие данные приводят аналитики "ЮKassa" (цифровая финтех-платформа "ЮMoney") по итогам исследования.

По данным, которые приводит "ЮКасса", с 1 по 23 сентября 2021 г. заметно вырос спрос на лекарственные средства по сравнению с аналогичным периодом месяцем ранее. Рост оборотов интернет-магазинов, принимающих оплату с помощью "ЮKassa", и количества покупок составил 17% и 18% соответственно. Плательщиков стало на 13% больше, а интернет-магазинов - на 4%. Средний чек практически не изменился и составил 3150 руб. По сравнению с сентябрем прошлого года обороты интернет-магазинов, продающих медикаменты, выросли на 84%, а количество покупок - на 129%. Количество плательщиков увеличилось на 58%, а интернет-магазинов - на 13%.

Ранее организация должна была иметь не менее 10 аптек на территории России и свой собственный сайт. Теперь же организации смогут заключать договоры с владельцами агрегаторов и размещаться у них.

Кроме того, в июне 2021 г. "Почта России" получила разрешение на дистанционную продажу лекарств. Теперь "Почта" сможет не только продавать лекарственные препараты на сайте, но и доставлять лекарства курьерами с оплатой при получении и предоставлять услуги по доставке лекарств фармацевтическим маркетплейсам и интернет-аптекам (см. новость ComNews от 1 июня 2021 г.).

В пресс-службе "ЮMoney" считают, что нововведения определенно изменят ситуацию на фармрынке, так как небольшим аптечным брендам будет проще вести торговлю. Требование по количеству аптек убрали, теперь можно продавать лекарства онлайн, даже если есть всего одна аптека. Вместо своего сайта в разрешении на торговлю можно прописать сайт маркетплейса - это позволит аптекам доставлять товары и проводить платежи через агрегаторы. По старой версии постановления аптеки без собственных сайтов, складов для заказов и договора с курьерской службой не имели права заключать договоры с агрегаторами, то есть системами онлайн-бронирования и онлайн-площадками.

"Среднемесячные темпы роста в этом сегменте составляют 1,2%. Вероятнее всего, можно говорить, что на фармрынок уже приходят новые игроки и их будет становиться только больше. Предпринимателю для старта торговли достаточно получить лицензию и договориться с онлайн-площадками - на это требуется время", - отмечают в пресс-службе "ЮMoney".

Анализ сентябрьских данных за последние три года показал, что средний чек снизился на 14%, до 3149 руб. Развитие фармрынка и появление новых аптечных брендов предоставит более широкий ценовой выбор на лекарственные средства для покупателей. Это особенно характерно при онлайн-покупках, где можно сравнить цены. Как правило, рассказывают о новом тренде в пресс-службе "ЮMoney", при интернет-покупке медикаментов на различных онлайн-площадках действуют скидочные предложения, что позволит сэкономить.

Генеральный директор ООО "Ютека" Кирилл Якобенко считает, что рост количества интернет-магазинов в 4% - небольшой. У основных игроков на рынке уже были интернет-ресурсы для реализации товаров, догоняют менее крупные участники.

Кирилл Якобенко уверен, что рост онлайн-магазинов не увеличится, но увеличится число коллабораций неаптечных сервисов с аптечными. При этом появление на рынке новых игроков никак не повлияет на рынок. В перспективе торговля безрецептурными препаратами будет более удобной для конечного потребителя, уровень сервиса дистанционной торговли растет (быстрее доставка, меньше отмен по вине аптеки).

Руководитель GR проектов "Яндекс.Маркета" Максим Агарев отмечает, что россияне стали активнее покупать лекарства на маркетплейсах после вступления в силу законодательных изменений по продаже безрецептурных препаратов. Согласно данным "Яндекс.Маркет Аналитика", в период 1-14 сентября 2021 г. продажи лекарств и БАДов на российских маркетплейсах выросли на 42% в штуках и на 62% в рублях по сравнению с началом августа 2021 г. Средний чек заказов с такими товарами на маркетплейсах при этом вырос на 12%.

Максим Агарев подчеркивает, что сейчас маркетплейсы - это самый быстрорастущий канал продаж лекарств в онлайне. В целом, как свидетельствуют данные "Яндекс.Маркет Аналитика", с наступлением осени продажи лекарств в интернете (суммарно на маркетплейсах и в интернет-аптеках) выросли на 13% в штуках и в рублях, а средний чек заказов с лекарствами увеличился на 7%.

Как считает Максим Агарев, расширение возможностей интернет-торговли безрецептурными лекарствами будет способствовать продолжению роста сегмента ePharma. Среди факторов роста - широкий ассортимент и экспресс-доставка в совокупности с выгодными ценами. "Вместе с тем значительный рост сегмента ePharma будет возможен после легализации онлайн-торговли рецептурными препаратами. Это позволит покупателям приобретать все необходимое в одной корзине, не дробя покупку на офлайн и онлайн - большинство рецептов содержат препараты обоих типов", - говорит он.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отмечает, что постепенно все универсальные и продуктовые магазины будут торговать лекарствами. Поэтому их количество вырастет. Обороты тоже вырастут. Цены будут снижаться, пока сама бизнес-модель не потеряет привлекательности для основной массы игроков, кроме самых крупных. "Торговля лекарствами может стать просто частью общей электронной коммерции, однако, в случае инцидентов со здоровьем потребителей, регулирование может снова усилиться", - предполагает он.

Аналитик управления торговыми операциями на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Александр Осин считает, что рост на 4% - небольшой для данного сегмента. "Под влиянием "коронакризиса", однако, темпы роста сектора не ускорились, а существенно замедлились. Причин замедления динамики развития сектора, как представляется, две. Во-первых, с точки зрения долгосрочного периода уровень в 10% от продаж офлайн - к которому подошел сегмент онлайн-аптек - представляется устойчивым ограничителем их роста. В США, где торговля онлайн развивается уже более 20 лет, 90% продаж розничного сектора по-прежнему совершаются в обычных магазинах", - говорит он.

Вторая причина, отмечает Александр Осин, - экономический застой и участившиеся кризисы последнего десятилетия. В 2017 г. и 2018 г. прирост продаж лекарств в натуральном выражении в РФ составил 9,5% и 8% против 1,3% и 2,8%(год к году) для индекса всех товаров. При этом средний прирост индекса физического объема розничной торговли основными товарами, несмотря на эффект от кризиса 2008-2012 гг., составлял значительно более высокие, чем сейчас, 9,1% год к году.

"На этом фоне итоговое ухудшение среднегодовых темпов прироста розничных продаж в 2019 г. и 2020 г. до 1,9% год к году и 4,6%, несмотря на их пиковый рост в начале 2020 г., составивший почти 5%, сопровождалось падением реализация лекарств в аптеках в натуральном выражении. Оно упало на 1,5% до 3,8 млрд упаковок в 2019 г. и еще на 1,7% до 3,7 млрд упаковок в 2020 г. В январе-августе 2021 г., по данным аналитиков банка "Русский стандарт", число покупок россиянами лекарств в стационарных аптеках сократилось на 11% в годовом выражении. При этом средняя сумма покупки выросла на 19%, до 1 460 руб. Количество заказов в онлайне безрецептурных лекарств и медуслуг выросло в два раза, но средний чек упал на 41%", - подчеркивает Александр Осин.

Возможное ускорение до 4% год к году экономического роста в 2021 г., несмотря на опасность значительного ускорения инфляции в 2022-2023 гг., поддержит сегмент розничных онлайн- и офлайн-продаж. Но темпы роста этого рынка ожидаемо, как представляется из предпосылок, указанных выше, замедляются. На этом фоне, как отмечает Александр Осин, опять же ожидаемо, происходит консолидация активов данного сегмента.

"Влияние фактора новых игроков на рынке, как показывает практика, нивелируется воздействием на цены монетарных факторов и факторов, связанных с динамикой реальных доходов и ВВП. Новые игроки просто встраиваются в существующую систему ценообразования", - подчеркивает Александр Осин.

Он отмечает, что, с точки зрения долгосрочного периода, уровень в 10% от продаж офлайн, к которому подошел сегмент онлайн-аптек, представляется устойчивым ограничителем их роста. В США, где торговля онлайн развивается уже более 20 лет, 90% продаж розничного сектора по-прежнему совершаются в обычных магазинах.

Новости из связанных рубрик