Использование цифровых платформ приносит креативным компаниям около 27% выручки. Из тех российских креативных компаний, которые работают на экспорт, 69% делают это через цифровые сервисы или сочетают онлайн- и офлайн-каналы. При этом у 46% экспортеров почти половину экспортной выручки составляют доходы от цифровых платформ. Согласно оценкам креативных предпринимателей, в первый год выхода на международные платформы их выручка увеличивается на 40%, а в первые пять лет - на 80%.
© ComNews
18.11.2021

82% креативных предпринимателей убеждены в эффективности цифровых платформ, которые помогли бизнесу расти даже в пандемию. К такому выводу пришли Аналитический центр НАФИ и компания Google при поддержке Федерации интеллектуальной собственности и Федерации креативных индустрий. Они провели исследование и представили доклад о роли цифровых платформ - маркетплейсов, видеохостингов, социальных сетей и прочих сервисов в российском креативном предпринимательстве.

Авторы исследования провели онлайн-опрос 3000 респондентов, занимающихся различными видами творчества, опросили 1008 креативных предпринимателей и топ-менеджеров креативных компаний, провели 12 фокус-групп и взяли 13 интервью у экспертов в области цифровизации. Исследование показало, что бурный рост цифровых платформ отвечает двум главным трендам современного общества - переходу от иерархической организации к горизонтально-сетевой, а также "опрокидыванию шкалы ценностей": если раньше во главе угла стояли материальные продукты, то сейчас на первый план выходят результаты интеллектуальной деятельности.

Среди преимуществ платформ для бизнеса, помимо очевидного снижения издержек, выявлены расширение аудитории, вовлечение новых клиентов за счет возможностей таргетированной рекламы, упрощение экспорта креативной продукции, удобные механизмы защиты интеллектуальной собственности, а также эффективные логистические решения и легкость выхода на экспорт.

По данным исследования, 82% представителей малого и среднего бизнеса высоко ценят онлайн-платформы за гибкость, многофункциональность и обратную связь с потребителем. Более того, как раз использование платформ помогло многим креативным компаниям выжить во время пандемии. Бизнесы, получавшие более 70% выручки из онлайна, не только устояли, но и увеличили доход, наняли новых сотрудников, повысили зарплаты.

Использование цифровых платформ приносит креативным компаниям в среднем 27% выручки. Каждый третий опрошенный заявил, что доля от применения платформ в выручке составляет 35%. Сходные тенденции можно зафиксировать и в мировом масштабе. Так, по данным SMB Group, рост доходности компаний, вложившихся в цифровую трансформацию, составляет 18%.

Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев отметил, что платформы смогли создать инфраструктуру для креативных индустрий: "Для креативных индустрий платформы - естественный инструмент существования. Именно платформы отвечают и на вызов горизонтально-сетевой организации, и на рост ценности результатов творчества. Платформы позволяют делать самое важное: создавать новые творческие результаты, использовать их как часть продукта и, главное, доводить этот продукт до потребителя".

Особую роль платформы играют в экспорте. Российские креативные компании, которые занимаются экспортной деятельностью, на 69% ведут ее через цифровые сервисы либо сочетают онлайн- и офлайн-каналы. При этом у 46% экспортеров почти половину экспортной выручки составляют доходы от цифровых платформ. Согласно оценкам креативных предпринимателей, в первый год выхода на международные платформы их выручка увеличивается на 40%, а в первые пять лет - на 80%.

Ключевые регионы - потребители российского интеллектуального продукта: СНГ (на него приходится 71% от общего экспорта), ЕС (51%), а также страны Северной Америки (21%). Что касается контента, по данным Google, 60% времени просмотра российских роликов приходится на зарубежных зрителей.

Точкой изменений для креативных предпринимателей стала пандемия. 76% опрошенных испытывали трудности, 50% отметили снижение выручки. При этом креативные предприниматели, кто использовал цифровые платформы, меньше пострадали от последствий локдаунов. Среди компаний, где выручка от работы в онлайне составляет более 70%, наблюдался рост спроса на продукты и услуги бизнеса, рост доходов, увеличение штата сотрудников и повышение оплаты их труда.

Председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский подчеркнул, что платформы становятся устойчивым институтом. "Платформенная экономика постепенно выходит из состояния "Дикого Запада". Прежде всего это означает понимание платформами своей роли в качестве ассистента для решения бизнес-задач участников рынков. Одновременно платформы двигаются к осознанию необходимости в значительной степени быть проводниками государственной политики, ведь государство является гарантом соблюдения законных интересов всех участников социума. Поиск золотой пропорции в работе платформ зачастую весьма тернист и требует конструктивной мотивации от всех сторон", - отметил он.

Директор управления реализации сервисов Softline Дмитрий Исаев убежден, что спрос на цифровые платформы во всех сферах, включая каналы В2В и В2С, будет только расти. "Мы наблюдаем стремительный взлет интереса у заказчиков компании из числа юридических лиц. Во-первых, удобно и выгодно выполнять небольшие закупки в режиме реального времени, а не через традиционный канал продаж. Во-вторых, платформы предоставляют отличные возможности по расширенной аналитике - потреблению ресурсов для облачного бизнеса и прозрачной системе расходов компании вплоть до отдельных подразделений. Это способствует оптимальному использованию средств компании и получению существенной экономии для заказчиков, - рассказывает Дмитрий Исаев. - Данный тренд, вероятнее всего, сохранится и по окончании активной стадии пандемии, так как сформированные за это время способы и привычки цифрового взаимодействия заказчиков через онлайн-платформы останутся прежними. К тому же платформы имеют еще одно преимущество - практически мгновенное предоставление запрошенных услуг. Это дает бизнесу гибкость для поддержания высокой скорости реализации изменений. Недостатки онлайн-платформ также очевидны. Это и ограниченность функционала - только то, что заложено разработчиками. И потребность в дополнительных консультациях, так как не весь функционал очевиден и понятен пользователю. Но это не мешает цифровым платформам демонстрировать уверенный рост и в моменте, и в перспективе нескольких лет".

Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Иван Самойленко согласен: маркетплейсы получили особые драйверы для роста в пандемию и будут активно расти и после отмены коронавирусных ограничений, так как население уже успело привыкнуть к новому формату покупок. "Становится все меньше отраслей, продукцию которых нельзя реализовывать через интернет. Кроме того, многие площадки привлекают постоянных клиентов программами лояльности и акциями, скидками и возможностью забрать товар в ближайшем постамате (недалеко от дома) или даже заказать доставку на дом. Креативным индустриям цифровые платформы необходимы по той же причине - в условиях высокой конкуренции нужно привлекать покупателя доступным и удобным сервисом, спецпредложениями и интересными условиями покупки. Так как платформы становятся доминирующей моделью, малому и среднему бизнесу приходится либо с ними работать, либо искать собственные модели привлечения клиентов, так как ввязываться в конкуренцию с крупными платформами - слишком трудозатратное и дорогое мероприятие. Но местный бизнес в основном поддерживается за счет населения, которое голосует кошельками за тот или иной магазин", - прокомментировал Иван Самойленко.

Руководитель направления автоматизации разработки цифровых платформ ИТ-компании "Крок" Дмитрий Шуфер отметил, что спрос на решения в области разработки цифровых платформ огромен, каждый год количество таких проектов среди наших заказчиков растет. "В особенности API-инструментов, позволяющих объединить несколько отдельных бизнес-единиц в экосистему. К преимуществам такой модели можно отнести относительную легкость масштабирования бизнеса, удобство пользования и гибкость, а также количество информационных данных о действиях пользователя для принятия стратегических бизнес-решений. Одна из проблем, с которой сталкиваются организации при использовании онлайн-платформ, связана с обеспечением сохранности данных, собираемых и обрабатываемых этими инструментами - например, маркетплейсами. Ключевой плюс ведения бизнеса через онлайн-платформы заключается в легкости старта и масштабировании бизнеса на новые рынки. Как итоговый результат - снижение издержек на установление контакта с потенциальным клиентом и, как следствие, рост прибыли. Собирая аналитику по процессам, руководитель может в режиме реального времени принимать стратегические решения, оптимизируя каналы продаж и деятельность организации", - рассказал Дмитрий Шуфер.

Директор по развитию бизнеса департамента инновационных проектов компании Softline Евгений Лесников считает, что плюсом платформ является доступ к большему количеству людей, новым возможностям, рынкам. "Платформы стали новым каналом продаж и инструментом взаимодействия людей. Платформы снимают многие барьеры, которые есть у бизнеса в физическом мире. Например, благодаря платформам сокращаются издержки на офисные помещения, логистику. Основным минусом использования платформ является ухудшение качества контакта между людьми. Личная встреча всегда эффективнее онлайн-общения, даже если оно проходит с видео. Онлайн-технологии пришли к нам еще до пандемии. Она лишь послужила своеобразным катализатором, который ускорил процессы цифровизации. Функциональность платформ будет развиваться, а сами они постепенно будут вытеснять с рынка существовавшие ранее формы взаимодействия людей и бизнесов", - прогнозирует Евгений Лесников.

Новости из связанных рубрик