Минцифры России совместно с РАНХиГС разрабатывают новую методику оценки эффективности и результативности руководителей цифровой трансформации (РЦТ). Ведомство выберет ключевые показатели, которые главным образом влияют на изменения работы ведомств. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры представить показатели до конца мая.
Ирина
Приборкина
© ComNews
24.05.2022

Во время совещания с руководителями цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти и регионов России, которое прошло в Координационном центре правительства РФ, вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры изменить методику оценки эффективности деятельности руководителей цифровой трансформации.

"Представить предложения по изменению методики оценки РЦТ Минцифры должно до конца мая. В перечень ключевых результатов теперь войдут достижения по импортозамещению и обеспечению кибербезопасности. Это те направления, на которые президент Владимир Путин обратил особое внимание и от которых зависит технологический суверенитет страны", - сказал Дмитрий Чернышенко. Он добавил, что сейчас идет пересмотр всех ведомственных программ цифровой трансформации. Его необходимо завершить до 1 июля.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев отметил, что в целом оценка методики показывает, что в ведомственных программах цифровой трансформации бывает больше 100 показателей, но в итоге выходит так, что ключевые точки изменений, которые нужны, которые ждут пользователи госуслуг, растворяются и нивелируются в таком количестве показателей. Получается, что 95% показателей выполнено, а условно, пять главных - нет. Минцифры России планирует выбирать ключевые показатели, которые главным образом влияют на изменения работы ведомств. Они будут иметь 80% доли веса от общей оценки программ.

Пресс-служба Минцифры сообщила, что при оценке эффективности и результативности РЦТ учитывается степень достижения показателей результативности цифровой трансформации, предусмотренных ведомственными программами цифровой трансформации (вес 0,4); финансовая дисциплина исполнения программ; оперативный рейтинг выполнения показателей эффективности и результативности, формируемый на основании оценки, проводимой Центром подготовки руководителей цифровой трансформации Института "Высшая школа государственного управления" Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

"Новая методика в настоящее время разрабатывается. Общие для всех показатели результативности цифровой трансформации определяются типовой формой ведомственной программы цифровой трансформации, однако ведомства могут применять специфические показатели", - уточнила пресс-служба Минцифры. Также представители ведомства рассказали, что по итогам 2021 г. всего на мониторинге РЦТ 63 ведомства. 35 ФОИВ показали средний результат, 18 - высокий и 10 - низкий. "Среди 18 ФОИВ, которые показали высокий результат, значатся Росаккредитация, Росрезерв, Казначейство, ФТС, Минприроды, Росархив, Минпромторг, Россельхознадзор, Минюст, Росгвардия, Минстрой и ряд других. Однако 10 ответственных за цифровую трансформацию в органах власти показали низкие результаты. Среди них Росалкогольрегулирование, Роснедра, Роскомнадзор, Минспорт, ПФР, Ростехнадзор, Федеральная пробирная палата, ФСС, Минсельхоз, Росрыболовство. Смена РЦТ в 2021 г. произошла в 50% из 10 вышеперечисленных ведомств. ПФР и Федеральная пробирная палата попали в список из-за отсутствия руководителей цифровой трансформации. Этим ведомствам необходимо решить проблему с РЦТ в кратчайшие сроки", - уточнила пресс-служба Минцифры.

Заместитель директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, руководитель программы РЦТ София Павлова отмечает, что специалистов в области цифровой трансформации готовит Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. "Наша учебная программа "Руководитель цифровой трансформации" постоянно актуализируется и совершенствуется с учетом новой повестки. Темы импортозамещения и информационной безопасности изучаются слушателями и входят в число приоритетных не первый год. Также в числе важнейших тем программы "РЦТ" в этом году - искусственный интеллект, кибербезопасность, управление данными, этические аспекты в использовании цифровых технологий, клиентоцентричность, платформа "ГосТех". Поскольку нужна реализация быстрых антикризисных проектов, отдельный блок программы посвящен антикризисному управлению проектами с теми знаниями и навыками, которые нужны здесь и сейчас", - рассказала София Павлова.

Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак рассказал, что для достижения высокого результата в ведомстве занимались выполнением задач по цифровой трансформации государственных услуг и наиболее востребованных мер поддержки промышленности. "Уже 43 меры поддержки, в том числе получение субсидий и помощи, формализованы в электронном виде, и можно онлайн подать заявку, чтобы их получить. В настоящее время на ЕПГУ по 14 госуслугам Минпромторга России можно подать заявление в электронном виде, из них две государственные услуги оптимизированы в рамках проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности, еще три государственные услуги будут выведены уже в 2022 г.", - рассказал Василий Шпак. Он сообщил о планах в этом году перевести в цифровой формат не менее 90% мер финансовой поддержки предприятий, а также завершить цифровую трансформацию контрольно-надзорной деятельности министерства.

Директор Главного информационно-вычислительного центра Росрезерва (ГИВЦ Росрезерва) Михаил Яковлев рассказал, что ведомству удалось получить высокий результат за счет системного подхода в вопросе перехода на использование преимущественно отечественной продукции при создании и развитии ведомственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, который осуществляется в Росрезерве с 2016 г. "В 2022 г. работа по цифровой трансформации ведомства будет направлена на достижение показателей ведомственной программы цифровой трансформации с учетом современных вызовов и угроз. С учетом специфики деятельности Росрезерва приоритетными будут являться мероприятия по импортозамещению и повышению уровня информационной безопасности, что напрямую корреспондируется с указами президента РФ от 30 марта 2022 г. №166 и от 1 мая 2022 г. №250", - заключил Михаил Яковлев.

Заместитель директора департамента цифровизации и управления делами Минприроды России Антонио Иглесиас-Алонсо рассказал, что важнейшей составляющей высокого результата стала четкая и слаженная работа небольшого сплоченного коллектива единомышленников. "Значительным подспорьем стал выстроенный в 2021 г. оперативный и конструктивный процесс взаимодействия с находящимися в ведении Минприроды России федеральными службами и агентствами, а также подведомственными учреждениями, решающими каждый в своей части общие вопросы цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования", - отметил представитель Минприроды. По его словам, основной акцент в рамках цифровой трансформации министерства сделан на такие значимые проекты, как перевод в электронный вид государственных услуг, ввод в эксплуатацию решения по автоматизации деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ), реализация решений на базе искусственного интеллекта, создание витрин данных в НСУД. Кроме того, осуществлены мероприятия по вводу в эксплуатацию ФГИС "Наша природа", внедрение платформы обратной связи Единого портала государственных услуг.

"При этом особое внимание уделялось вопросам постоянного мониторинга достижения показателей ведомственной программы цифровой трансформации и рейтинга руководителей цифровой трансформации, анализа имеющихся проблем и совместного с руководством оперативного принятия решений по исправлению ситуации. И здесь необходимо отметить важную роль Минцифры России, обеспечившего нам методологическую и системную поддержку в указанном вопросе чуть ли не в круглосуточном режиме", - сказал Антонио Иглесиас-Алонсо.

По его словам, в 2022 г., кроме продолжения ранее начатых проектов в части перевода в цифру государственных услуг и продолжения совершенствования процесса цифровизации ООПТ, в том числе за счет внедрения искусственного интеллекта, Минприроды предстоит обеспечить эксплуатацию системы учета отходов от использования товаров, приступить к созданию федеральной государственной информационной системы экологического мониторинга и информационной системы учета твердых коммунальных отходов. "Отдельная немаловажная задача - цифровизация ведения государственного охотхозяйственного реестра. Особое внимание мы уделяем вопросам импортозамещения и защиты от киберугроз. Важным треком на этот год видится решение задач по достижению показателей, входящих в оценку уровня цифровой зрелости отраслей экономики и социальной сферы, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. Полноправным участником данного процесса наша отрасль стала в прошлом году", - заключил Антонио Иглесиас-Алонсо.

Заместитель руководителя Росаккредитации Александр Соловьев отметил, что Росаккредитация - это молодое ведомство. "Наша задача - сделать работу национальной системы аккредитации максимально прозрачной и эффективной. Мы трудимся под руководством Минэкономразвития, что обеспечивает грамотную постановку целей и задач. А достигать их нам позволяет сильная команда специалистов, прошедших обучение в центре по подготовке руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС и настроенных на достижение высоких результатов в цифровизации и информационной безопасности Росаккредитации", - сказал он.

Пресс-служба Минстроя рассказала, что высокие результаты в области цифровой зрелости ведомства - результат слаженной работы всего ведомства, а также подведомственных и смежных организаций, деятельность которых была направлена на повышение качества оказания дистанционных услуг (в том числе с пользованием Единого портала государственных услуг, ЕПГУ). Одной из основных задач 2021 г. был перевод государственных услуг, оказываемых Минстроем России, в цифровой формат, а также перевод отдельных услуг на платформу ЕПГУ с одновременным сохранением высоких показателей надежности функционирования внутренней ИТ-инфраструктуры министерства. В 2022 г., в дополнение ко всем указанным мероприятиям, решено сделать упор на повышение цифровой грамотности широкого круга работников ведомства и смежных организаций, а также на развитие систем аналитики показателей и начало перехода к управлению на основе данных (цифровой трансформации самого процесса управления).

"В рамках реализации политики импортозамещения, а также в связи с уходом ключевых иностранных разработчиков, таких как AutoDesk и Nemetschek, Минстрой России совместно с Минцифры России оказывают содействие разработчикам отечественного программного обеспечения, проводится масштабная деятельность по разработке отечественных аналогов программного обеспечения (ПО), покрывающего все этапы жизненного цикла объекта капитального строительства по направлениям линейного, промышленного и гражданского строительства", - отметили представители Минстроя.

По их словам, в целях исполнения указанной задачи разрабатывается ведомственный проект "Отечественное программное обеспечение в области технологий информационного моделирования объектов капитального строительства", включающий в себя план работы до 2027 г. К обозначенному сроку планируемая доля отечественных программно-аппаратных средств и ПО для формирования и ведения информационных моделей составит 100%. Вместе с тем полный переход компаний - участников ведомственного проекта на российское ПО запланирован к концу 2024 г. Минстрой России совместно с Минцифры России ведет активную работу по формированию адресных мер поддержки субъектам градостроительной деятельности в части разработки и внедрения российского ПО с применением технологий информационного моделирования, а также мер поддержки регионов и субъектов рынка для приобретения отечественных решений. Минстрой России уже сформировал перечень российского ПО для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского программного обеспечения для электронно-вычислительных машин, который опубликован на официальном сайте Минстроя России.

"В ходе мероприятий по цифровой трансформации планируется реализация следующих вертикалей стратегических направлений в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных распоряжением правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. №3883-р: развитие применения технологии информационного моделирования (ТИМ) на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства и инфраструктуры; развитие цифровой экспертизы и создание цифровой вертикали Госстройнадзора; мероприятия по внедрению информационной системы управления проектами госзаказчиков; перевод перечня мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства в электронный вид, в том числе предусмотрено оказание указанных мероприятий проактивно, с применением реестровой модели оказания государственных и муниципальных услуг; создание и внедрение суперсервиса "Цифровое строительство"; переход к целевой модели эксплуатации и развитию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение функционирования цифровой вертикали градостроительных решений, а также ГИСОГД РФ", - рассказала пресс-служба Минстроя.

По словам директора Центра стратегического развития компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Павла Сварника, цифровизация и цифровая трансформация в органах государственной власти - интегративная функция, которая пронизывает все направления деятельности. "С учетом общего запроса на цифровизацию национальной экономики этому аспекту необходимо уделять максимум внимания, и в конкретных субъектах у этого процесса должны быть свои ответственные. Именно для этих целей и создана позиция РЦТ, который выступает инициатором преобразований, их координатором и главным архитектором, учитывающим особенности деятельности предприятия", - отметил эксперт.

Директор по персоналу компании "Т1 Интеграция" Вероника Еликова считает, что при постановке целей критериев не должно быть большое количество. "Необходимо определить топ главных критериев, от которых зависит цифровая трансформация, и выполнять оценку по ним. Обычно при наличии большого количества целей выделяют верхнеуровневые - около пяти, а далее применяют принцип каскадирования. Цели спускаются на конкретные подразделения с углублением и захватыванием других критериев. При этом каждой цели назначается определенный вес. Сумма всех весов вместе составляет 100%. Не рекомендовано ставить вес цели ниже 10%, поскольку внимание сотрудника на такой цели не будет сфокусировано", - отметила эксперт.

По мнению Павла Сварника, роль РЦТ нельзя недооценивать. "Это топ-менеджеры, которые выступают не только экспертами в области технологий, но и аналитиками по всему спектру видов деятельности их организации. Однако надо понимать, что цифровизация и цифровая трансформация обеспечиваются не только конкретным человеком, а всей системой организации: ее ресурсами, процессами, мотивацией, стратегией развития. В любом случае эффективный и результативный лидер "цифры" будет полезен органу государственной власти, но без соответствующих условий он едва ли сможет достичь ожидаемых от него результатов", - уверен Павел Сварник.

Новости из связанных рубрик