Минэкономразвития разработало проект федерального закона, который позволит автоматизировать и перевести в цифровую среду процесс сбора статистики от малого и среднего бизнеса. Игроки рынка считают, что это в два раза снизит нагрузку на бизнес, но риск злоупотреблений и атак изнутри повысится.
© ComNews
15.02.2023

Согласно проекту, представители малого и среднего бизнеса больше не будут сдавать статистические отчетности отдельно в разные ведомства - теперь их нужно будет сдавать, используя электронную подпись, в личном кабинете через "Госуслуги". Ядром системы выступит государственная информационная система "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" (ЦАП).

Авторы проекта отмечают, что нововведение позволит сократить время заполнения отчетности до нескольких часов в год. "Личный кабинет респондента позволит создать единый, прозрачный механизм управления отчетностью, автоматизировать ее сбор и обработку. В личном кабинете планируется предусмотреть возможность уведомления респондента о проведении в отношении его федерального статистического наблюдения, предзаполнения данных по показателям, краткие интерактивные подсказки", - отмечают авторы проекта.

Законопроект закрепляет ведущую роль ЦАП в информационном обеспечении официального статистического учета. "С помощью ЦАП будет осуществляться ведение личного кабинета респондента, также единого реестра форм и статистических показателей, единого реестра респондентов - справочных информационных ресурсов, позволяющих систематизировать и упорядочить ведение официального статистического учета", - отмечают авторы проекта.

По результатам инвентаризации форм и видов отчетности Минэкономразвития выяснило, что из почти 2,5 тыс. регулярных форм отчетности более 1000 приходится на малый бизнес. "Сложные и трудоемкие формы, предоставляемые в различные ведомства, требуют от предпринимателей существенных трудовых и финансовых затрат на их заполнение. Также сохраняется весомый блок бумажной отчетности, отсутствует единая точка предоставления данных, что в комплексе существенно влияет и на качество первичной информации", - отмечают представители ведомства.

По их словам, основную отчетную нагрузку создает ведомственная отчетность, которая в большинстве случаев собирается бессистемно, а методология ее сбора утверждается в редких случаях. "Единый механизм управления такой отчетностью полностью отсутствует. Соответственно, в силу непрозрачности подходов к сбору, обработке и публикации данных, полностью нивелируется работа по устранению дублирования и упрощению механизмов подачи такой отчетности", - указывают они.

Законопроект предлагает перейти к качественно новому порядку сбора первичных статистических данных - на основании перечня первичных статистических показателей, утверждаемого правительством. Законопроект устанавливает запрет сбора иной отчетности, не предусмотренной перечнем.

Как отмечают авторы проекта, новый порядок сбора предполагает, что субъекты малого бизнеса будут предоставлять статистическую отчетность не по формам, а по исчерпывающему перечню показателей. "Указанный подход поддержан объединениями бизнеса - Торгово-промышленной палатой, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России" и Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", а также одобрен на заседании общественного совета при Росстате", - отметили они.

Также авторы проекта отмечают, что в перечне 262 показателя, не более чем по 50 из которых респонденту необходимо представить первичные статистические данные. "Основная часть показателей сформированного перечня имеет годовую периодичность. Предоставлять первичные статистические данные по перечню показателей подавляющее большинство субъектов малого бизнеса будут не более четырех раз в год", - объясняют они.

Руководитель направления Big Data компании "Рексофт" Сергей Назаренко считает, что инициативе пока рано давать оценки. "Идея стандартизации и единой точки предоставления данных в теории позволит сократить расходы кратно, но надо дождаться реализации сервиса, практического внедрения на местах и реальной отмены старых способов сбора информации без дублирования в старом формате", - отмечает он.

По его словам, высокую надежность и соответствующую защиту проще и выгоднее обеспечить для одного сервиса, чем для нескольких с разным уровнем технологической зрелости, но риск злоупотреблений и атак изнутри повышается. "Всем участникам выгодно переходить в онлайн в форме единого окна, так как это исключает затраты на логистику, поддержку ввода данных в разные формы и сокращает точки интеграции. При этом государство должно предпринять усилия по нивелированию рисков для бизнеса", - уверен Сергей Назаренко. По его мнению, нагрузка на малый и средний бизнес снизится как минимум в два раза, но реальная оценка будет зависеть от реализации и качества работы сервиса.

Специалист по информационной безопасности Infosecurity a Softline Company Анатолий Сазонов считает, что риски кражи или утери информации в результате централизации данных, безусловно, существуют. "Те или иные статистические сведения собирались и собираются в распределенных системах, поэтому необходима оценка всех рисков и усиленный подход к киберзащите всей государственной информационной системы в целом", - говорит Анатолий Сазонов. По его мнению, единый подход к статистической информации и ее централизация позволят значительно улучшить управляемость и планирование государством различных микро- и макроэкономических процессов.

Новости из связанных рубрик