Светлана Зайцева
© ComNews
28.12.2004




Федеральные сотовые номера, которые снобы от телекоммуникаций называют "кривыми", с 2005 г. станут стандартом мобильной связи. Прямые городские номера, еще недавно служившие показателем особого статуса их владельца, принесут лишь дополнительные сложности.

По словам директора департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи Виталия Слизеня, в 2005 г. сотовым операторам придется переоформить договоры со всеми абонентами, использующими прямые номера. По данным Мининформсвязи, в России насчитывается около 3 млн таких абонентов. Если учесть, что совокупная абонентская база российских сотовых операторов (SIM-card penetration) приближается к 70 млн, то владельцы прямых номеров составляют чуть более 4% всех задействованных в России мобильных номеров.

Городские номера мобильных телефонов появились в России в начале 90-х гг. XX века, на заре сотовой связи в стране. Тогда никому не могло прийти в голову, что счет российским сотовым абонентам пойдет на десятки миллионов: даже сотни тысяч подписчиков казались несбыточной мечтой. Поэтому первые сотовые компании приобретали номерную емкость так же, как и альтернативные операторы фиксированной связи: у телефонных монополистов и их крупнейших "дочек". В Москве ключевыми поставщиками городских номеров для сотовых операторов стали МГТС, "МТУ-Информ", "Комстар", "Телмос", а в Петербурге - ПТС и "ПетерСтар".

Постепенно абонентские базы мобильных сетей увеличивались, и стало ясно, что городских номеров на всех не хватит. В середине 90-х гг. прошлого века было решено выделять сотовым компаниям номера с негеографическими кодами, которые зависели от стандарта: всем операторам сетей NMT-450 Минсвязи выделило код 901, операторам GSM-900 - код 902, а операторам GSM-1800 (тогда, в 1998 г., его именовали DCS-1800) - код 903. Прошло еще три года, и у игроков рынка возникло понимание, что и этого номерного ресурса надолго не хватит. Наиболее дальновидными компаниями стали МТС и "МегаФон" (тогда - "Северо-Западный GSM"): в августе 2001 г. они пролоббировали выделение всероссийских кодов вида 91F и 92F соответственно; символ F в каждом из федеральных округов заменялся на определенную цифру (см. новость ComNews.ru от 6 августа 2001 г.). В частности, для Москвы F соответствовал цифре 6, поэтому московские номера МТС имеют код 916, а "МегаФона" - 926.

"ВымпелКом" тогда решил ограничиться нумерацией в коде 903 (такой код компания получила исторически, так как начала работу именно в стандарте GSM-1800). Еще три года спустя "ружье выстрелило": "ВымпелКом" столкнулся с нехваткой номеров, и с боями получил емкость в новом коде 906 (см. новость ComNews.ru от 23 августа 2004 г.).

С 2005 г. начинается новый этап. Тем абонентам, которые захотят иметь городской мобильный номер любой ценой, придется договариваться о том, чтобы их оператор обеспечил переадресацию с этих прямых номеров на новые федеральные. Хотя новыми эти федеральные номера окажутся условно: уже несколько лет сотовые компании при подключении абонента на прямой номер автоматически выдают ему и федеральный. Например, "ВымпелКом" в "нагрузку" к городскому номеру в Москве выдает точно такой же номер с кодом 903, а "Дельта Телеком", подключая подписчика к сети "СкайЛинк" в Петербурге, вместе с прямым номером, который начинается на цифру 1, автоматически выдает ему и федеральный - с кодом 901 (при этом первая цифра после кода меняется с "единицы" на 3, а остальные цифры городского номера сохраняются).
Как сообщил Виталий Слизень, согласно "Правилам оказания услуг телефонной связи", которые находятся на стадии согласования и будут утверждены в ближайшее время, теперь сотовым операторам придется перезаключать договоры с абонентами, предпочитающими прямые номера. К договору на предоставление услуги мобильной связи будет добавлен пункт о предоставлении услуги переадресации. На выполнение этого требования регулятора операторам отводится полгода.

Сами сотовые операторы отреагировали на грядущее нововведение достаточно спокойно. "Основной вопрос возникнет лишь в плане переоформления существующих договоров с абонентами. Предстоит немалая бумажная работа, однако если нам будут предоставлены реальные сроки, то сложностей с ее выполнением не возникнет", - заметила в беседе с репортером ComNews.ru пресс-секретарь "МегаФона" Марина Белашева. С этим мнением солидарна и пресс-служба "ВымпелКома". "Это просто дополнительная бумажная работа. Мы будем выполнять то, что предписывает регулятор", - сообщила пресс-секретарь "ВымпелКома" Юлия Остроухова.

"Прямыми номерами пользуются около полумиллиона абонентов МТС в России. Мы не ожидаем значительного спроса на новые прямые номера - по мере того, как в Москве будет вводиться второй географический код, их привлекательность будет снижаться", - сообщил директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский. Он также добавил, что если новые "Правила оказания услуг телефонной связи" будут требовать заключения специального соглашения между сотовым оператором и абонентом на использование прямого номера, то для абонентов не возникнет неудобств. "Например, существует механизм внесения дополнений в действующий абонентский контракт, называемый "заключение договора путем совершения конклюдентных действий". Абонентам будет по почте направлено дополнение к контракту, которое будет считаться действующим, если абонент продолжит пользоваться своим прямым номером", - заявил Андрей Брагинский.

"Теперь у операторов появилась возможность привести в соответствие законодательный момент и реальное положение вещей", - заметила в беседе с репортером ComNews.ru аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. Она полагает, что в целом мероприятие по переоформлению договоров с абонентами обойдется операторам связи в сумму порядка $3 млн, иными словами, затраты составят около $1 на абонента.


Комментарии :
    а денежки кто вернет? aipst 28.12.04 05:03
    за подключение на прямой номер в свое время брали нехилых денег. а теперь что - всем спасибо,все свободны? или сотовые операторы будут возвращать деньги абонентам?

    RE: а денежки кто вернет? Влад 28.12.04 11:10
    А как говорится ФИГ ВАМ.То что ты платил по 40-500уе (в зависимости от года) за номер ты уже проел, покрайней мере так считает оператор.

    RE: RE: а денежки кто вернет? aipst 28.12.04 13:47
    интересное кино: мне все эти годы рассказывали в сервисе, что я единтственный-неповторимый (за сотню с гаком бачей в год-то). а теперь в кусты?

    RE: RE: RE: а денежки кто вернет? фол 11.01.05 10:35
    о каких деньгах идет речь?у меня, например, прямой номер у "Мегафон" ..при подключении на него..мне дали и федеральный точно такой же..тока 921 спереди. то бишь для меня вся ета едрень феня по боку. Люди также будут звонить мне на прямой..но будет автоматом происходить переадресайия на кривой. всего то.

    RE: RE: RE: RE: а денежки кто вернет? Лексеич 17.01.05 11:51
    Деньги никто возвращать не будет, это же не залог за прямой номер, а плата.В мире практики переоформления договоров с абонентами не так уж много, только в Мексике, и ещё одной стране, уже не помню, там возмущения по этому поводу пресекли так:Не хочешь - мы тебя вырубаем, т.к. в договоре (и у нас в стране тоже), при смене всех телефонов со стороны государства, они вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.

    Независимость чиновников! Guest 2 28.12.04 12:51
    Да, Виталий Слизень на новом посту защищает интересы своей бывщей конторы МТТ.

    Ну ничего сееб с Новым Годом !!! Ах вы едрить !!! 11.01.05 04:38
    Я хранил свой прямой номер, дорог он мне был как память, да и удобно прямой городской, а теперь сдать его без боя Нееет. я платил сверх и я требую компенсации !!!

    Не, насильно пересаживать на федеральный имхо не будут. Могут начать Bulawka e-mail: bulawka@bulawka.ru16.01.05 00:26

      Не, насильно пересаживать на федеральный имхо не будут. + Bulawka 16.01.05 00:29
      Могут начать выдавливать как в своё время с тарифа "Простой" у Мегафона.:-)