НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
03.05.2007

Компания "Комкор ТВ" (торговая марка "Акадо"), входящая в "Ренова-Медиа", планирует начать предоставлять услуги интерактивного телевидения, аналогичные IPTV, на базе технологии HFC (Hybrid Fiber Coax). В компании надеются, что технология, давно прижившаяся в Америке, сможет составить конкуренцию IPTV в России.
 
Несмотря на то, что HFC-технология получила самое широкое распространение, например, в США, в России она не прижилась. Однако, несмотря на это, еще на заре становления российского рынка кабельного ТВ на сетях, построенных на базе технологии HFC (Hybrid Fiber Coax), уже существовала возможность  предоставления таких услуг, как сетевой кинозал, отложенный просмотр, сетевой видеомагнитофон и "видео по запросу". При этом операторы могли предложить своим пользователям специальные абонентские терминалы - set top box - которые одновременно могут выступать и кабельным модемом. Однако пока этой возможностью никто не пользовался.

"В начале лета мы запустим в коммерческую эксплуатацию интеллектуальную телефонию, а к концу 2007 г. – началу 2008 г. – полный комплекс сервисов, доступных с помощью цифровой кабельной сети", - рассказал ComNews коммерческий директор "Комкор ТВ" Игорь Тарасенко.

"Технологически на кабельной сети, предназначенной для распространения широковещательного сигнала, реализовать многие из IPTV-услуг (включая "видео по запросу") намного сложнее", - считает Виктор Белов, технический директор ЗАО "Комстар-Директ", - компании, предоставляющей в Москве услуги IPTV.

"HFC относится к технологии построения сети, при которой используется оптоволокно и коаксиальная разводка по помещениям", - поясняет ведущий аналитик J&P Татьяна Стародубцева. По словам аналитика, основное отличие HFC заключается в том, что кабельная сеть изначально построена для передачи телесигнала, а IP-сети - для передачи данных и по умолчанию - обладают обратным каналом. "Таким образом, для оказания услуг "ТВ+широкополосной Интернет" кабельной сети требуется технологическая "надстройка" для Интернета и передачи интерактивных сервисов, а для IP-сети - для телесигнала", - поясняет Татьяна Стародубцева. Однако при этом пропускные способности сетей и набор услуг и контента, по мнению Татьяны Стародубцевой, при достаточном уровне инвестиций принципиально не будут различаться.

"Хотя HFC несколько уступает возможностям MetroEthernet, на базе которой многие операторы строят IPTV, ее потенциал еще далеко не исчерпан, - уверен директор по развитию компании "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин. - С учетом более низкой стоимости эксплуатации и внедрения, а также наличия уже построенной "последней мили", сроки окупаемости базового пакета услуг будут меньше".

По словам Игоря Тарасенко, затраты на внедрение интерактивных сервисов на базе HFC включают в себя сетевое и абонентское оборудование и, без строительства сети, составят "десятки тысяч долларов".

Аналитики полагают, что в краткосрочной перспективе на новых услугах "Акадо" не заработает денег, однако может упрочить свой имидж "инновационного лидера".

"На текущий момент в России внедрение цифровых кабельных сетей идет
достаточно медленно. Исключение - это Москва, где выше платежеспособность населения и дешевле широкополосной Интернет, что позволяет сделать пакеты цифровые пакеты double/triple play действительно массовым продуктом, - говорит Татьяна Стародубцева. И так как "Акадо" в Москве исторически развивается на базе кабельной сети "Комкора", то, несомненно, компания будет стремиться максимально эффективно использовать имеющуюся инфраструктуру". Кроме того, по мнению аналитика, усиливается конкуренция (тот же "Центральный телеграф" уже запустил triple play под торговой маркой Qwerty), и в том числе конкуренция имиджевая.

В перспективе же HFC сможет конкурировать с IPTV, потому что интерактивное телевидение на любой технологической базе может стать источником дохода. "Пока первична инновационная гонка, - объясняет стремления "Акадо" Татьяна Стародубцева. - Тем не менее, J&P прогнозирует, что доля интерактивных сервисов (видео по запросу, игры и др.) в доходах операторов мультисервисных сетей к 2012г. вырастет до 10% в общем числе доходов от платного ТВ".

Игорь Тарасенко называет более смелые цифры. "В общем доходе эти сервисы не будут основополагающими еще несколько лет, и будут составлять 10-15%, - прогнозирует он. – Сейчас это скорее имиджевый ход, однако лет через 5, когда рынок платного телевидения сформируется, ситуация в корне изменится, и платное ТВ будет занимать весомую роль в структурах доходов операторов".

Евгений Соломатин отмечает, что интерактивные сервисы IPTV более рассчитаны на функциональные возможности MetroEthernet, однако спрос на них в ближайшие 3-4 года не будет определяющим. "На практике стоит развивать обе технологии параллельно, продолжая "собирать деньги" с клиентов с помощью технологии HFC и постепенно строить и отлаживать услуги IPTV на базе MetroEthernet", - полагает аналитик.