По итогам 2020 г. Россия достигла исторического максимума по доле безналичного торгового оборота. Об этом сообщили в совместном исследовании лаборатория "СберИндекс" и IT-компания "Платформа ОФД". Эксперты говорят, что наблюдаемая ранее тенденция на замедление темпов проникновения безналичных расчетов переломлена из-за изменения потребительских предпочтений во время пандемии.

© ComNews
01.02.2021

По оценке лаборатории "СберИндекс" и IT-компании "Платформа ОФД", в IV квартале 2020 г. доля безналичного торгового оборота в России составила 55,9%, а за весь 2020 г. достигла 54,1%. Это на 4,9 п.п. выше уровня 2019 г. (49,2%) и очередной исторический максимум. Тенденция на замедление темпов проникновения безналичных расчетов переломлена из-за изменения потребительских предпочтений во время пандемии. Больше половины трат (53,1% в IV квартале 2020 г.) теперь осуществляются по карте даже в такой традиционно "наличной" категории, как "магазины у дома".

Процесс ухода от наличных в целом продолжается, даже несмотря на существенный рост объема бумажных денег в обращении (+2,8 трлн руб., до 13,4 трлн руб.). Тем не менее в категории "строительные и хозяйственные товары" доля безналичного объема сократилась - наверняка вследствие роста наличности на руках у населения.

В 18 регионах доля безналичного торгового оборота в IV квартале 2020 г. превысила 60%.

Впервые появился регион, где доля безналичного торгового оборота достигла 70% в IV квартале. Им стал Ненецкий АО. В крупнейших городах доля покупок по безналу традиционно превысила показатель по стране и составила 56,7%. В лидерах находятся города северной части России: Петрозаводск (65,9%), Северодвинск (65,3%) и Сыктывкар (65,3%). Если в III квартале 2020 г. среди крупнейших городов лишь в четырнадцати показатель превысил 60%, то по итогам IV кв. таких городов стало уже сорок.

Как пояснили в службе аналитики "Платформы ОФД", самым ярким примером изменения потребительского поведения на фоне пандемии являются магазины у дома. "Более половины трат здесь теперь совершаются безналично, хотя традиционно потребители часто рассчитывались здесь бумажными деньгами. Еще в конце 2019 г. доля наличных операций в данном сегменте составляла 56%, и рывок в 8,8% можно считать выдающимся. Похожая динамика, впрочем, наблюдается по всем типам товарной розницы - супер- и гипермаркеты", - рассказали в пресс-службе "Платформы ОФД".

Тем не менее, по словам представителя пресс-службы "Платформы ОФД", большой объем наличных средств на руках у граждан также вносит свои коррективы. Так, зафиксировано снижение уровня безналичных платежей в секторе товаров для строительства, ремонта и дома (падение на 1,5% относительно III кв. 2020 г. и сразу на 3,4% относительно IV кв. 2019 г.) Известно, что на протяжении всего прошлого года россияне активно улучшали жилищные условия или инвестировали в недвижимость, что закономерно привело к росту затрат на ремонт.

"В 2021 г. в основных категориях торговли доля безналичного оборота скорее продолжит рост. Этому способствуют меры социального дистанцирования, потребности граждан в удобстве оплаты бесконтактным способом, развитие программ лояльности и акций торговых точек в привязке к карточным платежам. Категория "рестораны" впервые во второй половине 2020 г. обогнала по доле безнала остальных и сохранила лидерство в IV квартале. Это связано с растущей сферой онлайн-заказов, где традиционно высока доля безнала", - прогнозируют в службе аналитики "Платформы ОФД".

Вице-президент по развитию цифровых платежей Mastercard в России Антон Шигапов объясняет, что безналичные технологии предоставляют удобные возможности и преимущества - скорость, простоту, безопасность, управление своими средствами, получение выгоды с различными акциями и предложениями банков, платежных систем, торговых предприятий. По его словам, у россиян есть хороший выбор, как именно осуществлять безналичный расчет: это и карты, и смартфоны, и различные умные устройства. "Тренд, который усилился в 2020 г., - это бесконтактные платежи: по данным нашего опроса, 50% россиян стали чаще использовать карты с возможностью бесконтактной оплаты, при этом 82% российских респондентов считают, что актуальность платежей в одно касание сохранится и в дальнейшем, а для 70% эта технология стала самым предпочтительным способом расчета за офлайн-покупки. Кроме того, для многих в 2020 г. онлайн-шоппинг стал одним из основных способов совершения ежедневных покупок: в ходе исследования Mastercard 45% опрошенных в России сообщили, что стали чаще покупать в интернете", - рассказал Антон Шигапов.

Генеральный директор ассоциации "ФинТех" Татьяна Жаркова считает, что в ближайшие годы рост безналичного оборота будет поддерживаться развитием Системы быстрых платежей (СБП). По ее словам, СБП позволит расширить сеть приема безналичных за счет низких комиссий для бизнеса, которые в несколько раз меньше, чем за прием карт, а также за счет простоты подключения. "Это значит, расплатиться безналично можно будет во все большем количестве торговых точек. Чтобы принимать переводы через СБП, нет необходимости покупать специальное оборудование - достаточно распечатать бумажный QR-код либо интегрировать СБП с уже установленными устройствами - кассой или терминалом - для вывода QR-кода на экране. Покупатель сканирует QR-код с помощью мобильного телефона и подтверждает на нем операцию. Что касается передачи денег от человека к человеку, то здесь СБП также будет постепенно вытеснять наличные благодаря отсутствию комиссии за переводы до 100 тыс. руб. в месяц и удобству - для отправки средств достаточно знать лишь номер телефона получателя, а деньги придут на счет мгновенно", - отметила Татьяна Жаркова.

Председатель правления банка "Фридом Финанс" Геннадий Салыч рассказал, что исследование подтверждает показатели по числу безналичных операций и в банке "Фридом Финанс". "III и IV кварталы 2020 г. мы наблюдали их уверенный рост, который сохранился и на текущий момент. Такие традиционные "наличные" категории, как "магазины у дома", за период пандемии смогли быстро адаптироваться к необходимости максимальной безопасности посетителей, в том числе и при осуществлении платежей. К тому же на какое-то время они остались и вовсе единственными магазинами, которые были доступны населению. Поэтому неудивительно, что больше половины безналичных трат приходилось именно на них", - говорит Геннадий Салыч.

По его мнению, за последнее время финансовая грамотность населения значительно выросла, а пандемия только дала повод для детального изучения своих потребностей и текущих расходов. "Выбирая такой способ оплаты, как банковская карта, клиент практически всегда получает немного больше, чем приобретенный товар или услугу: это может быть кешбэк от банка, бонус от платежной системы или скидка от самого магазина. Поэтому есть все основания считать, что тенденция роста безналичных операций сохранится", - считает Геннадий Салыч.

"Несмотря на то что практически все привычные нам услуги уже перешли в онлайн-формат, от наличных денег население полностью отказываться не спешит. Однако в период пандемии сильно возросло количество операций, совершенных именно безналичным путем. Лидируют такие категории трат, как "продовольственные магазины" и "интернет-магазины". Приверженность к наличным также сохраняется. В основном ими привыкли пользоваться люди пожилого и преклонного возраста. Например, они могут получать пенсию на карту, но по старинке снимать с нее средства и пользоваться бумажными деньгами. Вдобавок есть и такие регионы, где пенсию выдают наличными", - подчеркнул Геннадий Салыч.

Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев отметил, что доля безналичного расчета существенно растет. "Мы входим в число мировых лидеров по безналичным и бесконтактным платежам. По бесконтактным мы вообще занимаем четвертое место в мире. Это происходит из-за выгоды конечному потребителю. С точки зрения удобства платежа и дополнительных бонусов от банков. Это выгодно также магазинам и кредитным учреждениям. Однако следует учитывать, что система безналичных платежей имеет физические ограничения, связанные с количеством людей, которые могут этим пользоваться. Существуют также технические проблемы, связанные с обеспечением связи", - утверждает Алексей Коренев. По его словам, в 2021 г. доля безналичных платежей продолжит расти, однако полностью наличный расчет не исчезнет никогда.

Новости из связанных рубрик