В ходе круглого стола "Digital transformation в финтехе - фундамент роста или хайп" на конференции HighLoad++ 2022 прозвучала оценка, что санкционные ограничения и уход зарубежных вендоров затормозят ход программ цифровизации в России приблизительно на два года, однако это дает шанс построить ИТ правильно.
© ComNews
16.05.2022

Ежегодная конференция для разработчиков высоконагруженных систем HighLoad++ 2022 прошла в 15-й раз. Участники круглого стола "Digital transformation в финтехе - фундамент роста или хайп" пришли к единодушному выводу, что цель цифровой трансформации - переход от традиционной модели автоматизации, которая строилась вокруг оргструктуры банка, к той, которая ориентирована на нужды клиента.

Руководитель дирекции разработки цифровых сервисов Альфа-Банка Михаил Тюрганов считает, что данный процесс начался во второй половине нулевых, когда само слово "цифровизация" еще не появилось. Этот процесс активно ускорился после появления финтеха, где многие типовые операции проводились быстрее и удобнее, и такие сервисы стали серьезным конкурентом для банков, где многие операции проводились долго и требовали заполнения объемных документов. Также далеко не редкостью была ситуация, что у каждого подразделения банка имелась своя информационная система и они часто были между собой никак не связаны.

Руководитель разработки в департаменте информационных технологий инвестиционного бизнеса Газпромбанка Ян Ашенкампф отметил, что в ходе такой трансформации полезно посмотреть на ИТ, что называется, сбоку. Также, по его мнению, залогом успеха цифровизации является создание кросс-функциональных продуктовых команд, которые включают представителей бизнеса. И этот процесс идет в разных банках по-разному, поскольку выбираются разные приоритеты. Например, в Газпромбанке сделали ставку на развитие сервисов самообслуживания и безопасность.

Директор Департамента ИТ корпоративного, инвестиционного и депозитарного бизнеса Росбанка Кирилл Покладов напомнил результаты исследований, согласно которым для 59% компаний ИТ является ни больше, ни меньше залогом их выживания. Что касается банковского сектора, то переход к клиентоцентричной модели не всегда проходит быстро. Ускорить данный процесс, ровно как и изменить культуру в компании, помогает перестройка организационной структуры и пересмотр KPI. Например, в Росбанке есть два общих KPI для всех сотрудников, которые дополняются KPI по профильным продуктам и направлениям каждой отдельной команды.

Директор по инновациям банка "Уралсиб" Дмитрий Гришин считает, что писаных правил и регламентов цифровизации не существует, хотя свод лучших практик сложился. В итоге во многом данный процесс в финансовом секторе идет общими путями. По оценке Дмитрия Гришина, цифровизация ведет к широкому распространению технологий быстрой разработки и повышает требования к персоналу.

При этом, по единому мнению участников круглого стола, наилучший результат приносит наставничество и внутренние образовательные программы. Ян Ашенкампф считает, что именно из тех, кто прошел такие программы, получаются по-настоящему хорошие сотрудники. Но, как подчеркнул Кирилл Покладов, надо давать интересные задачи: только так можно удержать подготовленные кадры.

Что касается преодоления санкций и прочих ограничений, то их введение, по оценке Михаила Тюрганова, задержит реализацию программ цифровизации приблизительно на два года. Именно столько уйдет на то, чтобы заменить системы и сервисы, доступ к которым оказался потерян. Также Михаил Тюрганов посетовал, что российское ПО заметно отстает по удобству и эффективности использования.

Дмитрий Гришин согласился, что процесс цифровизации получит замедление после введения санкций и ухода зарубежных вендоров. Острой и труднорешаемой проблемой является также дефицит серверных мощностей. Но все равно, наша жизнь, по его мнению, будет продолжать оставаться цифровой, и реализация программ цифровой трансформации продолжится. При этом по некоторым направлениям, где существуют работающие решения с открытым кодом, возможно даже некоторое ускорение.

Как подчеркнул Ян Ашенкампф, градус цифровой трансформации существенно вырос. Развитие продуктов и сервисов будет продолжаться, хотя подходы к проектам будут пересматриваться.

Также участники дискуссии отметили роль Центробанка, который продолжает развитие многих инфраструктурных проектов, таких как НСПК, единая система биометрической идентификации или "цифровой рубль", и тем самым двигает всю отрасль вперед.

Новости из связанных рубрик