Депутаты от партии "Единая Россия" внесли в Госдуму законопроект, который вводит штрафы за неисполнение владельцами интернет-ресурсов обязанности по предоставлению данных об объеме аудитории, а также за неисполнение обязанности по размещению социальной рекламы.
© ComNews
08.11.2022

Авторы законопроекта отмечают, что владелец информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию, обязан обеспечить уполномоченной организации доступ к информации о размерах аудитории. В феврале 2022 г. исследовательская компания Mediascope назначена уполномоченной организацией по исследованию объема интернет-аудитории по итогам тендера Роскомнадзора (РКН).

Депутаты предлагают назначить штраф частным лицам в размере до 100 тыс. руб., должностным лицам - до 200 тыс. руб., юридическим лицам - до 1 млн руб., за неисполнение владельцем информационного ресурса обязанности по обеспечению уполномоченной организации возможностью проведения исследований объема аудитории.

Кроме того, законопроектом предусматриваются меры административной ответственности за неисполнение рекламными операторами обязанностей, связанных с распространением социальной рекламы: на граждан в размере 100 тыс. руб., на должностных лиц - до 200 тыс. руб., на юридических лиц - до 1 млн руб. В июле 2021 г. единым оператором социальной рекламы в Рунете стало АНО "Институт развития интернета" (ИРИ). Оператор следит, чтобы доля социальной рекламы на интернет-площадках составляла до 5% от общего годового объема рекламы ресурса.

Академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский считает, что до введения системы штрафов, в свете последних изменений федерального законодательства в сфере рекламы (ФЗ от 02.07.2022 №347-ФЗ, ФЗ от 14.07.2022 №326-ФЗ), было бы целесообразно вначале, согласовав с участниками рынка интернет-рекламы, уточнить и конкретизировать шаги по практической реализации "Требований к идентификатору рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", хранения и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций", "Требований к программам для электронных вычислительных машин, используемых операторами рекламных данных для учета рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также предоставления информации в Федеральную службу по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций", разработанных Роскомнадзором. "Оба документа призваны положительным образом сказаться на качестве функционирования системы, которая в свою очередь обеспечит исполнение владельцем информационного ресурса, рекламодателем, оператором рекламной системы обязанностей по установке требуемых законом программ для ЭВМ и направлению оператору социальной рекламы оговоренных в законе сведений", - отмечает он. По его словам, меры позволят обеспечить прослеживаемость распространенной в сети интернет рекламы и учет информации о рекламе. "Только добившись однозначного понимания и последующего безусловного исполнения вышеупомянутых мер участниками рынка, четко идентифицировав их, установив понятные и реальные правила операционной деятельности, можно предъявлять обоснованные претензии и применять штрафные санкции", - уверен Вячеслав Черняховский.

Адвокат, партнер ООО "Правовая группа" Владимир Шалаев считает, что действенным мог бы быть оборотный штраф, а для крупных игроков предложенный штраф будет несущественным.

Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, член Ассоциации юристов России Павел Катков отмечает, что размер штрафов указывает, что целью проектируемой нормы является малый и средний бизнес, потому что большому бизнесу такой штраф не угроза. "Его могла бы напугать мера в виде административной приостановки деятельности или оборотный штраф, но в законопроекте этого нет. Актуальная ли эта мера - для ответа на этот вопрос нужно анализировать два показателя. Первый - объем неисполнения нормы. Второй - степень актуальности исполнения этой нормы для правовой системы. Полагаю, такое увеличение нагрузки на малый и средний бизнес оправданно только при условии, что исполнение этой нормы крайне важно и без этого никак - и тогда авторам законопроекта надо будет обосновать это", - считает юрист.

По его мнению, будет разумно, если GR-менеджмент заинтересованных компаний включится в работу над законопроектом. "Ведь внесение - это еще не принятие. На их месте разумно бороться за его отклонение, а если это невозможно, за смягчение его механизмов. Концептуальным является первое чтение в Государственной Думе. Именно на нем будет понятно, пройдет он вообще или нет. И если бизнесу небезразлична его судьба, ему стоит включиться в эту работу", - заключил Павел Катков.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева считает, что если не затрагивать вопросы необходимости сбора такого объема данных с такой частотой, рассматривать законопроект очень формально, то введение ответственности за неисполнение какого-либо предписания закона является логичным. "Без санкции за нарушение положений закона такое положение фактически является мертворожденным, не обязательным к исполнению. Законодательство о сборе и предоставлении информации такого рода есть уже давно, соответственно предсказуемым со стороны государства было введение ответственности за нарушение этого законодательства. Не могу пояснить, почему ответственность вводится именно сейчас, возможно, это было связано с неким переходным периодом, связанным с заключением договоров с Mediascope. Возможно, были какие-то технические проблемы, связанные с исполнением требований закона и которые до последнего времени невозможно было устранить", - предполагает юрист.

По ее мнению, если рассматривать первичный штраф за однократное нарушение, то он небольшой. "Например, в реестре компаний, которые должны предоставлять сведения, перечислены Okko, Wink, Ivi, "Нетфликс", "Амедиатека", "Кинопоиск", Facebook*, Twitter, TikTok, Instagram* и т.д. С другой стороны, зависит от того, как начисляются штрафы: информация о пользователях должна предоставляться ресурсом дважды в день. Будет ли считаться правонарушением каждое непредоставление информации или в принципе отказ от ее предоставления? Если за каждый случай непредоставления информации будет начисляться штраф, то размер совокупного штрафа может быть гигантским. Второй момент - будут ли штрафы платить такие компании, как Facebook, Twitter, TikTok, Instagram, и как с них штрафы может взыскать государство, если эти компании не будут иметь российских представительств?" - рассуждает Екатерина Токарева.

* Facebook, Instagram - экстремистские организации, запрещенные на территории РФ.

Новости из связанных рубрик