Конференция "Телеком: Перезагрузка". На фото в центре председатель комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн
Правительство РФ разработало правила взаимодействия операторов связи и жителей многоквартирных домов в части установки оборудования в домах. Игроки российского телеком-рынка выступили против модели инфраструктурного оператора связи.
Конференция "Телеком: Перезагрузка". На фото в центре председатель комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн
© ComNews
03.06.2024

О новом документе, который соблюдает интересы и операторов связи, и жителей многоквартирных домов (МКД) на конференции "Телеком: Перезагрузка", организованной информационной группой ComNews, рассказал председатель комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

"Рынок оплаты за вход в дома составлял 20 млрд руб. в год. Эти средства в подавляющем большинстве не доходили до жителей и растворялись в карманах управляющих компаний. Поэтому мы доработали итоговый документ, соблюдая интересы и операторов, и собственников квартир. Здесь важно выполнить все обязательства, установленные законом. В ближайшее время будут утверждены правила взаимодействия операторов связи и жителей МКД. По нашим прогнозам, документ будет готов к сентябрю 2025 г. Он должен быть исполнен в части демонтажа оборудования, откуда операторы уходят, или замены оборудования в домах, где операторы остаются. Мы ориентируем региональные органы власти на то, чтобы они ввели контроль за тем, как исполняются эти требования", - пояснил Александр Хинштейн.

Президент ассоциации компаний связи Алексей Стуров подметил, что рынок оплаты за вход в дома на самом деле составляет больше 20 млрд руб.: "Закон "О связи" вывел из тени те поборы, которые осуществлялись. 20 млрд руб. в год - это только то, что получилось посчитать по договорам. Но есть и непосчитанный объем, который передается из рук в руки".

Также Александр Хинштейн уточнил, что в документе не прописано максимальное или минимальное количество операторов, которое может присутствовать в каждом доме. Однако прописан весь механизм взаимодействия с того момента, когда оператор хочет войти в дом: "Необходимое условие - это наличие технической возможности для размещения сетей связи. То есть оператор делает запрос на разрешение установки оборудования. Если ему отказывают, то существует порядок обжалования такого решения. Есть порядок подключения к этой ситуации органов власти. Следующим этапом будет переход к вопросу ответственности за неисполнение требований".

Генеральный директор ООО "Информ-связь" Андрей Кулаженков рассказал о реализации проекта инфраструктурного оператора: "Мы с 2015 г. начали реализовывать модель инфраструктурного оператора связи. За это время накопили колоссальные наработки. Пока мы единственные в РФ, кто реализует единую инфраструктуру, по которой оказываем всем операторам одновременно услуги связи в одних и тех же многоквартирных домах. Мы это называем открытой сетью. Она же используется успешно в том числе для умного дома. В Санкт-Петербурге мы обслуживаем около 100 МКД. Это примерно 32,5 тыс. квартир. Каждый год будем добавлять в эту сеть еще по 30-40 домов".

Однако Алексей Стуров раскритиковал идею проекта: "После вступления в силу ФЗ "О недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные дома" мы очень часто сталкиваемся именно с проблемами инфраструктурных операторов связи, которые предоставляют другим операторам кабели и прочее оборудование. В итоге закон не работает из-за того, что другие операторы связи не могут подключиться. Все проходит через инфраструктурного оператора. Это тормозит все дальнейшее развитие. Практика показывает, что пока не будет хозяина в доме, то есть управляющей компании, инфраструктурный оператор связи ничего не решит. В МКД просто не будет порядка".

Руководитель проекта "Умный дом" группы компаний "Самолет" Антон Таращанский перечислил ряд организационных проблем: "Проблемы связаны с правом собственности на те или иные элементы МКД. Если у нас появляется некий инфраструктурный оператор, который оказывается собственником домовой сети, его моментально съедят, используя новый закон о связи. Придут сторонние операторы с правом размещения оборудования, протяжки кабелей, и начнется бардак. В доме будут десятки кабель-каналов. Изначально при строительстве дом был рассчитан под трех операторов, а у нас их уже семь-восемь. Инфраструктурный оператор - это очень красивое словосочетание, но его реализация под вопросом. Стремясь к доступности, мы приходим к противоречию с антимонопольным законодательством".

Андрей Кулаженков парировал примером из практического применения инфраструктурного оператора: "Операторы, которые у нас работают, имеют привлекательный тарифный план. С точки зрения конкуренции они предлагают хорошие пакетные условия. В первую очередь, мы ориентируемся на интересы жителей домов. Поэтому операторы может и хотят туда попасть, но когда узнают, что уже работают семь-восемь других операторов, отказываются от этой идеи. Сети, которые мы строим, имеют адекватный уровень окупаемости. Расчетная точка - 7,5 лет. Присоединение операторов идет на уровне нашего ядра. За семь лет мы поняли, куда нужно двигать ситуацию дальше, поэтому будем развиваться".

Новости из связанных рубрик