Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев и его коллега Игорь Ашманов на Петербургском международном юридическом форуме засомневались, безопасна и не угрожает ли соблюдению прав человека в цифровой среде система оплаты Face Pay и действительно ли система распознавания лиц "Сфера" в Московском метрополитене эффективна для поимки преступников.
Анна
Швецова
© ComNews
12.05.2023

В ходе сессии "Права человека в цифровом пространстве: биометрия, цифровой след. Проблемы правового регулирования", участники которой обсуждали вопросы прав человека в цифровой среде, Валерий Фадеев выразил опасения насчет систем распознавания лиц в метро Москвы. "В метрополитене внедрили систему Face Pay. Я не очень понимаю, в чем заключается прогресс. По сравнению с инновацией XIX века, когда построили метро, по сравнению с самим фактом, что граждане могут быстро перемещаться под землей, Face Pay выглядит детским садом. Что становится лучше благодаря этому решению? Если компьютерные системы управляют поездами в метро, я понимаю. Face Pay зачем нужен?" - недоумевал Фадеев на сессии.

Член СПЧ Игорь Ашманов к замечаниям Фадеева добавил, что сканеры лиц стоят и на выходе из метро, хотя "на выходе платить не надо". Он выразил опасения, что сканируются в том числе лица несовершеннолетних. В этом он увидел "грубое нарушение".

Начальник юридической службы ГУП "Московский метрополитен" Андрей Лебедев отметил, что система Face Pay, судя по поступающим ему отзывам, удобна для пассажиров. Также она создавалась во время пандемии, чтобы уменьшить количество социальных контактов между людьми.

Он добавил, что в метро работает биометрическая система распознавания лиц "Сфера". "За более чем два года работы системы на территории метро поймано несколько сотен человек, которые находятся в федеральном розыске. Преступность в метро каждый год снижается, безопасность - повышается. Асоциальные элементы, зная об этом, в метро не ездят", - заявил Лебедев.

На это замечание Ашманов спросил, на каком основании в метро сканируют лица пассажиров без их разрешения. "Метрополитен не имеет доступа к информации о лицах. Они зашифрованы на видеокамере, биометрический ключ может быть расшифрован только сотрудниками МВД или ФСБ", - ответил Лебедев. В ответ один из участников дискуссии указал, что были случаи (вне метро), когда злоумышленники покупали информацию с камер.

"Принят Федеральный закон №572 "О единой биометрической системе". Все биометрические данные находятся в единой биометрической системе или в региональной системе, которая аттестована ФСТЭК и ФСБ. ФСБ и ФСТЭК согласились, что система "Сфера" достаточно защищена, у меня нет компетенций это оспаривать, - ответил Лебедев. - Если есть сотрудники, которые ведут себя неправомерно, есть составы, сформулированные в уголовном кодексе. Если их гипотезы и диспозиции недостаточно полно описывают деяния для привлечения к ответственности, давайте думать над этим, я включусь в рабочую группу".

Юрист, экономист, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков рассказал ComNews, что в вопросе с системами распознавания лиц можно опираться на федеральное законодательство и правила метрополитена: "В первом случае главным аргументом может стать, что это публичное место, а значит, нет вторжения в личную жизнь человека. Во втором случае правила метрополитена являются публичным договором (аналог оферты в интернете), и в него можно включить в том числе и положение о распознавании лиц. Не нравится - не пользуйся. Опираясь на эти аргументы, можно, хотя и не без вопросов, обосновать позицию и по съемке, и по дальнейшей обработке". Он добавил, что вряд ли будет прекращена съемка в общественных местах - законодатели скорее изменят 152-ФЗ, чем откажутся от инструмента администрирования граждан.

Фадеев поинтересовался, сколько подозреваемых задержано с помощью системы "Сфера". Лебедев ответил, что к началу 2022 г. - около 700 человек (ТАСС в январе 2022 г. писал, что с помощью системы задержали 2788 преступников с сентября 2020 г. Согласно Telegram-каналу Департамента транспорта Москвы, в конце мая 2023 г. число задержанных, которых подозревали в преступлениях, составило 6012 человек).

"Цифра сама по себе ничего не значит, важен контекст, - парировал Фадеев. - Давайте посчитаем эффективность, эти 700 человек в какую копейку обошлись? Не исключено, если бы повысили зарплаты участковым, они бы поймали не 700, а 1700 человек. Никто не сопоставляет эффективность инноваций. Это пропаганда на непонимающих людей: мы задержали 700 человек - и что? Тут нужен тщательный анализ".

Дискуссия проводилась на фоне обсуждения цифрового кодекса, который СПЧ разрабатывает с 2020 г. по поручению президента РФ. По словам Ашманова, депутаты будут разрабатывать его на площадке комитета. "Он и так заплаточно делается в виде поправок в законы о персональных данных, биометрии", - сказал Ашманов.

Новости из связанных рубрик