В 2021 г. обновлены рекорды по уровню проникновения безналичных платежей в России. Доля безналичных расходных операций за год составила 59,3%, а по итогам IV квартала впервые превысила 60%. Такие данные приведены в исследовании лаборатории "СберИндекса" и ИТ-компании "Платформа ОФД". Как прогнозируют авторы исследования, через пять лет доля безналичных платежей может вплотную приблизиться к своему пределу, который составит примерно 85% от расходных операций по картам.

Ирина
Приборкина
© ComNews
25.01.2022

По данным ИТ-компании "Платформа ОФД", драйверами высокого роста безналичных платежей в России является продовольственная розница особенно в крупных и сетевых магазинах. Также фастфуд, кафе и рестораны активно развивают онлайн-торговлю. "Фастфуд, кафе и рестораны следуют за потребителем в e-com, развивая онлайн-торговлю, обеспечивая быструю доставку своих блюд и, конечно, предоставляя удобство оплаты безналичными способами", - говорится в исследовании.

Директор лаборатории "СберИндекс" Николай Корженевский отмечает, что ключевой драйвер роста проникновения безналичных платежей в России - это онлайн. "То есть доля безналичного оборота растет в первую очередь ввиду более активного использования интернета, а не просто из-за оплат картой. Это главный момент. Да, в последние кварталы в онлайн мигрируют именно продовольствие и фастфуд, и, по нашим оценкам, это процесс еще не завершен. Он вполне может продолжаться в течение всего 2022 г. и сохранить текущую скорость", - отмечает он.

Как отметили эксперты "Чек Индекса", аналитического ресурса ИТ-компании "Платформа ОФД", с пандемией коронавируса в розничной торговле и сфере услуг активизировался процесс перехода покупателей из офлайна в онлайн. "Таким образом, закономерно происходит и увеличение объема безналичного оборота. При этом в сегментах, где традиционно высока доля наличных трат, эта тенденция особенно заметна. Прежде всего в продовольственной рознице, где ecom-экспансию ведут крупные игроки", - объясняют эксперты компании. Они отмечают, что индустрия общепита также демонстрирует высокий уровень адаптивности к потребительскому запросу об удобстве оплаты, предоставляя комфортные способы безналичных расчетов.

В пресс-службе компании AliExpress отметили, что их компания всегда работала по безналичной оплате, а возможность оплатить наличными через банк не популярна у их покупателей. "А так как маркетплейс был и остается лидером по аудитории и за годы работы в России заслужил доверие со стороны пользователей, он способствовал проникновению безналичной оплаты в весь российский e-commerce. Даже в офлайн-торговле необходимость приема безналичной оплаты уже закреплена законодательно. В странах, лидирующих по безналичным платежам, их проникновение превышает 90%. Россия находится на передовой финтеха, и этот показатель не кажется недостижимым", - считают в AliExpress.

Эксперты рынка отмечают высокую вероятность дальнейшего роста уровня безналичной оплаты в России. Руководитель направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка Георгий Коннов считает, что интерес к безналичным платежам и дальше будет расти и со стороны потребителей, и со стороны бизнеса. "В конце прошлого года мы провели опрос, согласно которому 10% жителей крупных городов уже полностью отказались от наличных. Для подавляющего большинства (97%) переход на безналичные расчёты - это вопрос удобства, 37% также считают безналичные платежи более гигиеничными по сравнению с оплатой купюрами, а 31% - более безопасными", - приводит статистику Георгий Коннов. Также он рассказал, что в Райффайзенбанке считают, что наличные уйдут в прошлое уже в течение ближайших трех лет. "При этом есть сегменты, в которых доля использования наличных связана не с запросом клиентов, а с конъюнктурой рынка. Во время покупки автомобиля, путешествия, первого взноса за квартиру или другого существенного приобретения можно услышать об оплате только наличными или даже получить скидку за "правильный" способ оплаты. 2-3% вознаграждения за эквайринг с крупного чека ощутимы для компаний. Несмотря на то что встречаются индустрии с лимитом вознаграждения при оплате с карты, речь идет о десятках тысяч рублей. 1500 руб. - максимальное вознаграждение на оплату по СБП. Максимальный уровень суммы - 600 тыс. руб., но таких платежей может быть несколько. 0,25% - невиданный уровень себестоимости для крупных чеков. Клиенты привыкли, но не любят снимать деньги перед такими покупками, поэтому от мгновенных и выгодных способов оплаты выиграют как плательщики, так и бизнес, а пачки наличных уйдут в прошлое. По нашим оценкам, это произойдет уже на горизонте трех лет", - говорит Георгий Коннов.

Нужно учитывать, считают эксперты компании "Платформа ОФД", что российская торговля и сфера услуг имеют хороший технический потенциал для развития систем автоматизации торговли и новых форматов коммуникаций с клиентом. "Летом 2021 г. завершились базовые этапы перехода малого бизнеса на онлайн-кассы, что вкупе с маркировкой товаров и другими государственными инициативами по цифровизации сферы торговли и услуг дало дополнительное ускорение процессам технологического обновления систем расчетов с покупателями и связанному с этим росту доли онлайн-продаж и безналичных платежей", - объясняют в компании.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в ряде крупнейших интернет-магазинов доля безналичных оплат уже составляет 100%, а в целом в российском e-commerce - 80%, что значительно опережает общие показатели розницы. "Если говорить о перспективах развития безналичных платежей, то очевидным тормозом сейчас являются высокая эквайринговая комиссия за прием банковских карт. Так, в электронной коммерции, где тарифные ставки за эквайринг изначально выше, чем в традиционной рознице, оплата тарифов находится на третьей строчке среди всех расходов, и это колоссальные суммы", - отмечает президент АКИТ Артем Соколов.

Также в исследовании лаборатории "СберИндекса" и "Платформы ОФД" сообщается, что исключением из общего тренда по-прежнему являются сегменты "Строительные и хозяйственные товары" и "Электроника".

"Мы можем только предполагать, почему эти сегменты являются аутсайдерами. Скорее всего, причина кроется в том, что спрос здесь в последние кварталы существенно превышал предложение. Это дает продавцам более существенный рычаг в определении того, как будет происходить оплата - наличным или безналичным способом. Продавцы, стремясь сократить издержки, часто форсируют расчеты физическими деньгами. Рост доли безнала возможен, если начнет падать спрос в данных категориях. Продавцы будут вынуждены искать способ подстроиться под покупателей, а последним практически всегда удобнее безнал", - объясняет директор лаборатории "СберИндекс" Николай Корженевский. Также он отмечает, что пока нет предпосылок для изменений в сложившихся трендах аутсайдеров и драйверов роста. "Изменения не исключены, сценариев много. И все же основной - стагнация доли безнала в данных сегментах как минимум до середины 2022 г.", - отмечает эксперт.

А в "Платформе ОФД" считают, что снижение доли безнала в сегментах "строительные и хозяйственные товары" и "электроника" связано с тем, что происходит расходование наличных накоплений, сформированных преимущественно в начале пандемии. "Потребитель адаптировался к изменившимся условиям и уже не стремится держать средства "под матрасом", реализуя отложенный спрос на весомые для домохозяйств покупки", - говорят эксперты "Чек Индекса".

Новости из связанных рубрик